Дистанционное обучение: этапы развития и перспективы
Дистанционное обучение (ДО) - это новая форма обучения, которая уже осуществляется наравне с очной, заочной формами обучения и экстернатом. Данная система обучения является самостоятельной и при этом соответствует и отражает общие закономерности науки педагогики, педагогической психологии, закономерности дидактики и частных методик.
ДО в своем развитии прошло несколько этапов:
1. Первый этап предполагает организацию формы обучения по схеме «педагог - несколько учеников». При такой форме обучения используются такие средства связи как: обычная почта, телефон, персональные компьютеры.
2. Второй этап связан с появлением локальных сетей и усовершенствованием средств связи. В этом случае форма обучения отвечает следующей схеме: «педагог - множество учеников». Этому этапу характерно появление видео- и аудиокассет, обучающих компьютерных программ и т.д.
3. Третий этап развития ДО охарактеризован использованием глобальных сетей. Использование Интернета в обучении становится альтернативой традиционному образованию и имеет по сравнению с ним ряд преимуществ. Основное достоинство это предоставление удаленным пользователям интерфейса, который дает возможность оптимально использовать все функционалы информационно-образовательной среды ДО с максимальным удобством для всех участников образовательного процесса.
Модульность, динамичность, адаптивность, непрерывность, креативность, открытость являются основные принципами системы ДО.
Модульность обучения характеризуется тем, что весь процесс обучения разбивается на небольшие по трудоемкости фрагменты. Этот подход дает возможность студентам выбрать удобный для них путь обучения и снижает психологические барьеры.
Динамичность дает возможность обеспечения соответствия курса социальному заказу и трансформациям внешнего мира.
Адаптивность обеспечивает приспособление модулей системы к нуждам обучаемых.
Непрерывность характеризуется последовательным и логичным углублением знаний и закреплением навыков в процессе освоения отдельных модулей.
Креативность дает возможность поиска нестандартных решений и развивает творческие навыки.
Открытость дает возможность получить образование для всех слоев общества, независимо от их материального положения, географической или временной расположенности. В тоже время решающей особенностью ДО обеспечивающей различные его преимущества, включая перечисленные является разработка специальных учебников, позволяющих студентам учиться и управлять процессом самостоятельно без помощи преподавателя.
Дистанционное обучение имеет колоссальное значение для России, обладающей огромным интеллектуальным потенциалом и гигантской территорией. Пять или семь лет назад получение знаний через Интернет казалось большинству российских студентов привилегией иностранцев, то сегодня практически каждый отечественный ВУЗ имеет возможность предоставления своим учащимся такой возможности.
Для проведении дистанционного обучения информационные технологии должны иметь возможность доставки студентам основного объема изучаемого материала, интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателей, предоставления студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.
Несмотря на то, что информационные технологии развиваются быстрыми темпами и широко применяются в дистанционном обучении, обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью дистанционного обучения. В России это особенно актуально, так как российские студенты, в отличие от их западных коллег, привыкли к книжкам больше, чем к видеокассетам, хотя форма учебника для ДО важнее носителя на котором он реализован.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники.
Разработка электронных учебников требует значительных ресурсов, в России уже существует национальная программа их разработки и распространения. Популярность электронных учебников постоянно растет.
Видео очень полезная технология, применяемая в дистанционном обучении. Видеоролики дают возможность большому числу студентов прослушивать лекции преподавателей. В нынешних российских условиях нет ни психологических, ни технических препятствий к использованию видеообучения, поэтому такая система подачи изучаемого материала должна приобрести огромную популярность.
Интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения. При этом преподаватели могут следить за ходом усвоения материала, и создавать обучение основываясь на индивидуальном подходе. Однако если специальный учебник для ДО сделан качественно, участие преподавателя в процессе обучения не требуется – он нужен лишь на экзамене.
Дистанционное обучение в России крайне важно, но отсутствие прочной законодательной базы и использование учебных пособий разных форм затрудняет его использование. Однако наряду с этим дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.
Дистанционное обучение (ДО) - это новая форма обучения, которая уже осуществляется наравне с очной, заочной формами обучения и экстернатом. Данная система обучения является самостоятельной и при этом соответствует и отражает общие закономерности науки педагогики, педагогической психологии, закономерности дидактики и частных методик.
ДО в своем развитии прошло несколько этапов:
1. Первый этап предполагает организацию формы обучения по схеме «педагог - несколько учеников». При такой форме обучения используются такие средства связи как: обычная почта, телефон, персональные компьютеры.
2. Второй этап связан с появлением локальных сетей и усовершенствованием средств связи. В этом случае форма обучения отвечает следующей схеме: «педагог - множество учеников». Этому этапу характерно появление видео- и аудиокассет, обучающих компьютерных программ и т.д.
3. Третий этап развития ДО охарактеризован использованием глобальных сетей. Использование Интернета в обучении становится альтернативой традиционному образованию и имеет по сравнению с ним ряд преимуществ. Основное достоинство это предоставление удаленным пользователям интерфейса, который дает возможность оптимально использовать все функционалы информационно-образовательной среды ДО с максимальным удобством для всех участников образовательного процесса.
Модульность, динамичность, адаптивность, непрерывность, креативность, открытость являются основные принципами системы ДО.
Модульность обучения характеризуется тем, что весь процесс обучения разбивается на небольшие по трудоемкости фрагменты. Этот подход дает возможность студентам выбрать удобный для них путь обучения и снижает психологические барьеры.
Динамичность дает возможность обеспечения соответствия курса социальному заказу и трансформациям внешнего мира.
Адаптивность обеспечивает приспособление модулей системы к нуждам обучаемых.
Непрерывность характеризуется последовательным и логичным углублением знаний и закреплением навыков в процессе освоения отдельных модулей.
Креативность дает возможность поиска нестандартных решений и развивает творческие навыки.
Открытость дает возможность получить образование для всех слоев общества, независимо от их материального положения, географической или временной расположенности. В тоже время решающей особенностью ДО обеспечивающей различные его преимущества, включая перечисленные является разработка специальных учебников, позволяющих студентам учиться и управлять процессом самостоятельно без помощи преподавателя.
Дистанционное обучение имеет колоссальное значение для России, обладающей огромным интеллектуальным потенциалом и гигантской территорией. Пять или семь лет назад получение знаний через Интернет казалось большинству российских студентов привилегией иностранцев, то сегодня практически каждый отечественный ВУЗ имеет возможность предоставления своим учащимся такой возможности.
Для проведении дистанционного обучения информационные технологии должны иметь возможность доставки студентам основного объема изучаемого материала, интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателей, предоставления студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.
Несмотря на то, что информационные технологии развиваются быстрыми темпами и широко применяются в дистанционном обучении, обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью дистанционного обучения. В России это особенно актуально, так как российские студенты, в отличие от их западных коллег, привыкли к книжкам больше, чем к видеокассетам, хотя форма учебника для ДО важнее носителя на котором он реализован.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники.
Разработка электронных учебников требует значительных ресурсов, в России уже существует национальная программа их разработки и распространения. Популярность электронных учебников постоянно растет.
Видео очень полезная технология, применяемая в дистанционном обучении. Видеоролики дают возможность большому числу студентов прослушивать лекции преподавателей. В нынешних российских условиях нет ни психологических, ни технических препятствий к использованию видеообучения, поэтому такая система подачи изучаемого материала должна приобрести огромную популярность.
Интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения. При этом преподаватели могут следить за ходом усвоения материала, и создавать обучение основываясь на индивидуальном подходе. Однако если специальный учебник для ДО сделан качественно, участие преподавателя в процессе обучения не требуется – он нужен лишь на экзамене.
Дистанционное обучение в России крайне важно, но отсутствие прочной законодательной базы и использование учебных пособий разных форм затрудняет его использование. Однако наряду с этим дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.