Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

ЕС Козлова (Все сообщения пользователя)

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Секция 6. Технологии дистанционного обучения (опыт использования в учебном процессе вуза)
Дистанционное обучение: этапы развития и перспективы

Дистанционное обучение (ДО) - это новая форма обучения, которая уже осуществляется наравне с очной, заочной формами обучения и экстернатом. Данная система обучения является самостоятельной и при этом соответствует и отражает общие закономерности науки педагогики, педагогической психологии, закономерности дидактики и частных методик.
ДО в своем развитии прошло несколько этапов:
1. Первый этап предполагает организацию формы обучения по схеме «педагог - несколько учеников». При такой форме обучения используются такие средства связи как: обычная почта, телефон, персональные компьютеры.
2. Второй этап связан с появлением локальных сетей и усовершенствованием средств связи. В этом случае форма обучения отвечает следующей схеме: «педагог - множество учеников». Этому этапу характерно появление видео- и аудиокассет, обучающих компьютерных программ и т.д.
3. Третий этап развития ДО охарактеризован использованием глобальных сетей. Использование Интернета в обучении становится альтернативой традиционному образованию и имеет по сравнению с ним ряд преимуществ. Основное достоинство это предоставление удаленным пользователям интерфейса, который дает возможность оптимально использовать все функционалы информационно-образовательной среды ДО с максимальным удобством для всех участников образовательного процесса.
Модульность, динамичность, адаптивность, непрерывность, креативность, открытость являются основные принципами системы ДО.
Модульность обучения характеризуется тем, что весь процесс обучения разбивается на небольшие по трудоемкости фрагменты. Этот подход дает возможность студентам выбрать удобный для них путь обучения и снижает психологические барьеры.
Динамичность дает возможность обеспечения соответствия курса социальному заказу и трансформациям внешнего мира.
Адаптивность обеспечивает приспособление модулей системы к нуждам обучаемых.
Непрерывность характеризуется последовательным и логичным углублением знаний и закреплением навыков в процессе освоения отдельных модулей.
Креативность дает возможность поиска нестандартных решений и развивает творческие навыки.
Открытость дает возможность получить образование для всех слоев общества, независимо от их материального положения, географической или временной расположенности. В тоже время решающей особенностью ДО обеспечивающей различные его преимущества, включая перечисленные является разработка специальных учебников, позволяющих студентам учиться и управлять процессом самостоятельно без помощи преподавателя.
Дистанционное обучение имеет колоссальное значение для России, обладающей огромным интеллектуальным потенциалом и гигантской территорией. Пять или семь лет назад получение знаний через Интернет казалось большинству российских студентов привилегией иностранцев, то сегодня практически каждый отечественный ВУЗ имеет возможность предоставления своим учащимся такой возможности.
Для проведении дистанционного обучения информационные технологии должны иметь возможность доставки студентам основного объема изучаемого материала, интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателей, предоставления студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.
Несмотря на то, что информационные технологии развиваются быстрыми темпами и широко применяются в дистанционном обучении, обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью дистанционного обучения. В России это особенно актуально, так как российские студенты, в отличие от их западных коллег, привыкли к книжкам больше, чем к видеокассетам, хотя форма учебника для ДО важнее носителя на котором он реализован.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники.
Разработка электронных учебников требует значительных ресурсов, в России уже существует национальная программа их разработки и распространения. Популярность электронных учебников постоянно растет.
Видео очень полезная технология, применяемая в дистанционном обучении. Видеоролики дают возможность большому числу студентов прослушивать лекции преподавателей. В нынешних российских условиях нет ни психологических, ни технических препятствий к использованию видеообучения, поэтому такая система подачи изучаемого материала должна приобрести огромную популярность.
Интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения. При этом преподаватели могут следить за ходом усвоения материала, и создавать обучение основываясь на индивидуальном подходе. Однако если специальный учебник для ДО сделан качественно, участие преподавателя в процессе обучения не требуется – он нужен лишь на экзамене.
Дистанционное обучение в России крайне важно, но отсутствие прочной законодательной базы и использование учебных пособий разных форм затрудняет его использование. Однако наряду с этим дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.
Секция 6. Технологии дистанционного обучения (опыт использования в учебном процессе вуза)
Дистанционное обучение по дисциплине «Теоретические основы САПР»

Дистанционное обучение, в основе которого заложены современные информационные технологий, удовлетворяет основным требованиям новой образовательной парадигмы общества. Во первых, это предоставление знаний всем категориям учащихся независимо от их места проживания, стремление к массовому образованию. Во вторых, это индивидуальное образование человека, непрерывно продолжающееся на протяжении всей его жизни. В XXI веке производство интеллекта выходит на первый план, поэтому постановка этой задачи в основу дистанционного обучения крайне важна. В настоящее время спектр технологий дистанционного обучения достаточно обширен и его выбор определяется множеством факторов, но наиболее перспективной является все же технология интернет обучения.
При дистанционном обучении учебный процесс состоит из организационных форм, характерных для традиционного учебного процесса. Он включает в себя лекции; семинарские, практические, лабораторные занятия; системы контроля; самостоятельную работу.
Так в курсе «Теоретические основы САПР» на первом этапе обучения студент получает структурированные теоретические учебные материалы. Они позволяют создать базовую основу знаний, позволяют развить интерес к учебному курсу и определяют основные пункты для самостоятельной работы студента над курсом. Доля теоретического материала невелика, и необходима для того, чтобы студент не просто шаг за шагом выполнял практические задания, но и понимал, почему это делается так, а не иначе.
Второй этап обучения это выполнение определенной последовательности практических заданий. Это ключевой этап данного курса применительно к технологии дистанционного обучения. Задания представляют собой пошаговые инструкции (например, пошаговое руководство создания трехмерной модели в программе ProEngineer), подкрепленные базовым ознакомительным материалами. Эти материалы помогают студенту ознакомиться с методикой решения практического задания и отработать стереотипные приемы, использующиеся при ее решении.
Третий этап обучения это самостоятельная работа. Этот этап важен, прежде всего, для того, чтобы отработать и закрепить навыки, приобретенные на предыдущем этапе обучения. В каждом практическом задании представлены задания для самостоятельного выполнения. Расширение объема самостоятельной работы в системе дистанционного обучения приводит к расширению информативного поля, в котором работает студент.
Четвертый этап обучения это контроль результатов преподавателем. Проводится теоретическая и практическая проверка знаний студентов. Интеграция в систему дистанционного обучения специальных компьютерных программ, организующих тестовые формы контроля, помогают преподавателю улучшить качество и своевременность оценки знаний студентов. Практическая проверка знаний студентов осуществляется с помощью контрольных работ, оценка которых осуществляется в режиме offline.
Пятый этап обучения это неограниченное консультирование с преподавателем. Если студент допускает некоторые недочеты при выполнении контрольного задания, то преподаватель может дать ему рекомендации по их устранению. Современная дистанционная форма обучения дает возможность построения качественного диалога между преподавателем и студентами. Это можно осуществить посредством online или offline технологий (Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing).
Студент и преподаватель составляют основу процесса дистанционного обучения, несмотря на то, что самостоятельной работе студента отводится значительная роль. Совместные и хорошо организованные действия студента и преподавателя на уровне познавательной деятельности позволяют создать качественную форму дистанционного обучения.
Страницы: 1
ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.