Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Тезисы к докладу: Использование проблемно-мотивирующих моделей учебной деятельности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Автор:  Л.Д. Ермолаева
Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Суть новых технологий и методик, по мнению автора, состоит в том, что в основу обучения иностранному языку положен существенно новый подход, так называемый Task-Based Learning. Особенность данного подхода заключается в приоритетном использовании проблемно-мотивирующих заданий, при выполнении которых отпадает необходимость в формальных инструкциях.

Наряду с проблемно-мотивирующим подходом появилось еще одно понятие - гуманистический подход (humanistic aprproach), т.е. в процессе обучения следует рассматривать студента как личность, имеющую свои взгляды, мнения, свой жизненный опыт, свои настроения, свои жизненные проблемы, что отражается в заданиях типа - каково ваше мнение, какие выводы вы можете сделать, что вам понравилось и т.д. Нужно не только обучать студентов языку, но и продолжать развивать их как личности.

Вышеупомянутые методические подходы могут быть наглядно представлены в учебных пособиях и методических разработках, составляемых на кафедре, в виде блоков, например при обучении чтению.

В качестве примера можно привести 5-ти ступенчатую модель при обучении чтению:

Lead-in

-

T directs comprehension task

-

S read for task

-

T directs feedback

-

T directs

text-related task

1. Цель ступени Lead-in-ознакомить студентов с темой чтения, выявить фоновые знания о предмете и лексике изучаемой темы и подготовить к выполнению заданий. Как правило, это не состоит в кратком пересказе содержания, поскольку это снижает интерес к сюжету или проблеме, а предлагается взглянуть на тему с точки зрения личного собственного опыта, воспоминаний, размышлений. Задача преподавателя - приблизить студента к рассказу, тексту, создать степень определенной личной готовности, чтобы интеллектуально и лингвистически подготовить к возникшим при чтении трудностям. Намеренно не стараясь явно предсказать содержание текста, методисты предлагают организовать предварительную дискуссию по сходной теме. Например, это может быть небольшой вводный текст и вопросы, стимулирующие выражение собственной точки зрения. Они могут предложить несколько иллюстраций (рисунков, фотографий) не к самому тексту, а к предлагаемой теме, обсуждение которых является средством ориентации в тексте.

Существуют и другие способы организации предварительного обсуждения, например, использовать название текста для предтекстового обсуждения или предложить студентам рассказать свои собственные истории и случаи, связанные с темой текста. Этот вид деятельности открывает широкие возможности для самых различных методических приёмов.

Тема текста обычно сопряжена с определенным содержательным базисом, поэтому можно в какой-то степени управлять лексическим обогащением словарного запаса, прогнозируя необходимый для данной темы вокабуляр, который содержится в тексте, с одной стороны, предоставляя оценочную лексику, речевые клише, которые требуются для обсуждения текста - с другой.

2. На стадии T directs comprehension task преподаватель говорит о цели чтения и объясняет, какие задания они должны выполнить к тексту, например, ответить на вопросы, или заполнить таблицу, или рассказать о чем-то конкретном из текста, или заполнить какое-то послание.

3. Затем студенты приступают к выполнению задания ступени S read for task, т.е. читают текст, чтобы выполнить те задания, которые преподаватель перед ними поставил.

4. На стадии T directs feedback после того, как студент выполнил задание, преподаватель проверяет, справились ли они с заданием и насколько успешно они это сделали.

5. Задания на завершающем этапе T directs text-related task нацеливают на создание коммуникативной компетенции студентов, т.е. умении соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Креативные, особенно письменные, задания рассчитаны на группы продвинутого уровня знаний иностранного языка. Примерами заданий завершающего этапа могут быть следующие: выразите свое мнение по поводу того, что вы прочитали, сделайте что-то в соответствии с предложенными инструкциями, напишите открытку, статью в газету, проведите беседу по тексту.

В заключение, следует сказать, что, используя проблемно-мотивирующие модели обучения чтению, предложенные британскими методистами, нельзя не учитывать специфические условия и требования, применяемые в неязыковых вузах нашей страны. Автор данного проекта предлагает учитывать следующие методические требования, используемые в проблемно-мотивируюших моделях:

- при отборе материала для чтения необходимо обращать особое внимание на занимательность и информативность, которые больше всего характерны для очерковой литературы;

- при обучении чтению использовать тексты, написанные авторами различных англо-говорящих стран;

- создавать системы упражнений, помогающие студентам понять главную идею текста без обращения к словарю;

- предпочтительным вариантом для чтения должен быть аутентичный текст, по степени трудности не намного превышающий уровень знаний студентов;

- при обучении чтению необходимо использовать сбаланси-рованную систему различных видов речевой деятельности и методик.

Используемая литература:

1. Jeremy Harmer. The Practice of English Language Teaching. - London, 1996.- C. 35-42, 185-187. 


Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.