Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Секция 6. Технологии дистанционного обучения (опыт использования в учебном процессе вуза)

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: 1
Секция 6. Технологии дистанционного обучения (опыт использования в учебном процессе вуза)
Секция 6. Технологии дистанционного обучения (опыт использования в учебном процессе вуза)
Интеграция новых методов обучения в учебный процесс

Перемены в общественной жизни и культуре требуют перестройки системы подготовки специалистов, выработки новых технологий в образования, реализующих обучение человека необходимым социальным и профессиональными компетенциями. С развитием новых информационных технологий расширяется спектр информационных ресурсов услуг, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, а в связи с этим становится иной система образования.
Сегодня мы наблюдаем изменение парадигмы не только социальной жизни, но и изменение парадигмы образования. Революционными были появление языка, изобретение письма и книгопечатания. Возникновение электронных средств распространения информации - это четвертая революция. Компьютер, по сравнению с телевидением, предоставляет возможность более интеллектуальной коммуникации, развивает грамотность и учит работать с текстовым материалом. Но вместе с тем коренным образом меняется способ построения текстового пространства: на смену одномерному тексту, представленному в линейной форме, приходит многомерный электронный гипертекст. Появление Интернета осуществляет обратный переход от имиджевого к вербальному восприятию информации. Одна из проблем, которая появилась с появлением новых форм представления информации – это ее восприятия человеком.
Какой должна быть система образования XXI века?
Отличительными чертами уже формирующейся системы образования называют:
переход от «обучения» к «образованию» и формированию открытой
системы образования;
применение новых и, прежде всего мультимедийных, информационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний;
формирование новых направлений образования отвечающим потребностям информационно-зависимого общества и рынка труда в новом тысячелетии.
Достоинства интеграции новых методов обучения в учебный процесс это:
1) возможность сочетания логического и образного способов освоения
информации;
2) активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности.
3) интерактивное взаимодействие, общение в информационно-
образовательном пространстве, которое позволяет студенту познавать новое и, вместе с тем, реализовывать свои потенциальные возможности.
Недостатки:
1) мозаичная культура вместо подлинного духа просвещенчества,
2) эклектичный набор знаний вместо системного мировоззрения,основанного на едином подходе, парадигме;
3) ориентация на репродуцирование вместо творчества.
Нельзя не отметить, что с развитием возможностей Интернет-обучения возник соблазн извлечения сверхприбыли из образования, «магдональдизации» университетов.
Новые информационно-коммуникационные технологии открывают
двоякие возможности их использования в системе высшего образования.
С одной стороны, они позволяют охватить новые категории
студентов, преодолев существующие временные и пространственные
ограничения, с другой стороны, предоставляют новые средства обучения,
открывают новые горизонты преподавания, обучения и оценки знаний,
усиливают исследовательские возможности, позволяют внедрить новые, более эффективные модели администрирования и управления.
Образование должно стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования.
Дистанционное обучение программированию компьютерной графики

Относительная простота доступа к структурированной информации позволяет говорить о трансформации учебного процесса. Необходимость запоминания большого объёма фактического материала постепенно заменяется выработкой способности осуществлять быстрый поиск информации при помощи информационных технологий. Сегодня одним из главных этапов решения профессиональных задач становится умение определить область поиска и умение выяснить, какая именно информация необходима.
Подготовка студентов навыкам программирования задач компьютерной графики в нескольких средах программирования и получение соответствующих навыков в учебной и будущей профессиональной деятельности – одна из задач подготовки студентов направления 230200 по программе «Информационный дизайн». Каждый студент приходит на кафедру со своим багажом знаний, умений и навыков работы с компьютером. В связи с этим задача преподавателя усложняется: требуется в рамках существующего учебного процесса индивидуализировать траекторию обучения.
Эффективным путем решения данной проблемы является поддержка учебного процесса технологиями дистанционного обучения с пошаговым достижением определенных целей, их уточнением, оценкой текущих результатов, коррекцией хода обучения, заключительной оценкой результатов.
При этом учебный материал делится на несколько уровней, включая базовый (обязательный минимум для освоения) и углубленный. Темы осваиваются от простых к сложным на основе решения типовых задач. Основной упор делается на самостоятельную работу студента. Главной структурной единицей практического раздела является компьютерная лабораторная работа. Каждая лабораторная работа содержит методический материал, набор заданий с описанием алгоритма решения по заданной тематике и специальные учебные упражнения для отработки определенных навыков. Каждый студент работает в своем индивидуальном темпе по учебному пособию и с учебными файлами. В случае затруднений обращается к преподавателю за индивидуальной консультацией. После выполнения каждой лабораторной работы студент отвечает на вопросы для самопроверки, а затем проводится контроль преподавателем. При такой технологии обучения преподаватель выступает в роли консультанта и обеспечивается индивидуальный темп изучения материала, объем учебного материала сверх обязательного минимума, траектория обучения.
С целью выбора оптимального пути изучения теоретической части дисциплины учебный материал имеет многоуровневую структуру: представлен в блоками по отдельным темам в нескольких вариантах, включая развернутый. Система построена на базе основных структурных принципов: иерархии, декомпозиции и идентификации каждого блока в пределах отдельных тем, что позволяет структурировать с необходимой степенью учебный материал, представить его в сжатой форме, удобной для зрительного восприятия и простой для понимания логической структуры учебных знаний.
Для указанных целей разрабатываются специальные методические и тестовые материалы по всем темам курса. Например, для дисциплины «Программирование компьютерной графики» в части освоения прикладного программирования в среде C#, это темы «Разработка консольного приложения», «Разработка оконного приложения», «Многопоточные вычисления», «Инициализация OpenGL», «Алгоритмы обработки растровых изображений», «Фрактальная графика» и другие.
Данная технология позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям студентов, различному уровню сложности содержания обучения.
Дистанционное обучение по дисциплине «Теоретические основы САПР»

Дистанционное обучение, в основе которого заложены современные информационные технологий, удовлетворяет основным требованиям новой образовательной парадигмы общества. Во первых, это предоставление знаний всем категориям учащихся независимо от их места проживания, стремление к массовому образованию. Во вторых, это индивидуальное образование человека, непрерывно продолжающееся на протяжении всей его жизни. В XXI веке производство интеллекта выходит на первый план, поэтому постановка этой задачи в основу дистанционного обучения крайне важна. В настоящее время спектр технологий дистанционного обучения достаточно обширен и его выбор определяется множеством факторов, но наиболее перспективной является все же технология интернет обучения.
При дистанционном обучении учебный процесс состоит из организационных форм, характерных для традиционного учебного процесса. Он включает в себя лекции; семинарские, практические, лабораторные занятия; системы контроля; самостоятельную работу.
Так в курсе «Теоретические основы САПР» на первом этапе обучения студент получает структурированные теоретические учебные материалы. Они позволяют создать базовую основу знаний, позволяют развить интерес к учебному курсу и определяют основные пункты для самостоятельной работы студента над курсом. Доля теоретического материала невелика, и необходима для того, чтобы студент не просто шаг за шагом выполнял практические задания, но и понимал, почему это делается так, а не иначе.
Второй этап обучения это выполнение определенной последовательности практических заданий. Это ключевой этап данного курса применительно к технологии дистанционного обучения. Задания представляют собой пошаговые инструкции (например, пошаговое руководство создания трехмерной модели в программе ProEngineer), подкрепленные базовым ознакомительным материалами. Эти материалы помогают студенту ознакомиться с методикой решения практического задания и отработать стереотипные приемы, использующиеся при ее решении.
Третий этап обучения это самостоятельная работа. Этот этап важен, прежде всего, для того, чтобы отработать и закрепить навыки, приобретенные на предыдущем этапе обучения. В каждом практическом задании представлены задания для самостоятельного выполнения. Расширение объема самостоятельной работы в системе дистанционного обучения приводит к расширению информативного поля, в котором работает студент.
Четвертый этап обучения это контроль результатов преподавателем. Проводится теоретическая и практическая проверка знаний студентов. Интеграция в систему дистанционного обучения специальных компьютерных программ, организующих тестовые формы контроля, помогают преподавателю улучшить качество и своевременность оценки знаний студентов. Практическая проверка знаний студентов осуществляется с помощью контрольных работ, оценка которых осуществляется в режиме offline.
Пятый этап обучения это неограниченное консультирование с преподавателем. Если студент допускает некоторые недочеты при выполнении контрольного задания, то преподаватель может дать ему рекомендации по их устранению. Современная дистанционная форма обучения дает возможность построения качественного диалога между преподавателем и студентами. Это можно осуществить посредством online или offline технологий (Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing).
Студент и преподаватель составляют основу процесса дистанционного обучения, несмотря на то, что самостоятельной работе студента отводится значительная роль. Совместные и хорошо организованные действия студента и преподавателя на уровне познавательной деятельности позволяют создать качественную форму дистанционного обучения.
Оптимизация обучения студентов графическим дисциплинам (раздел машиностроительное черчение инженерной графики) при применении дистанционных технологий

24 декабря 2009 г в чате «Проблемы дистанционного обучения в России» (http://forum.ort.ru/ismoforum) обсуждались вопросы использования различных моделей дистанционного обучения в образовательном учреждении, трудности и проблемы реализации дистанционной формы обучения, способы реализации процесса использования ИКТ в очном обучении. Были сделаны следующие выводы.
Состояние дистанционного обучения в России характеризуется наличием следующих проблем:
– проблема разнородности терминологии в области дистанционного обучения и информационных технологий в образовании;
– проблема финансирования дистанционных образовательных программ и проектов в образовательных учреждениях различного уровня;
– недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов и преподавателей дистанционного обучения;
– отсутствие единых концептуальных подходов к дистанционному обучению как педагогической системе в России;
– отсутствие механизмов обеспечения эффективности и качества дистанционного обучения и требований к оценке качества электронных изданий для дистанционного обучения;
– недостаточное привлечение студентов – участников дистанционного учебного процесса к обсуждению проблем обучения в дистанционной форме.
В настоящее время актуальной является проблема преодоления несоответствия количества часов выделяемых на проверку заданий реальным затратам времени преподавателя. Это несоответствие прямо или косвенно связано с некоторыми общими, выше перечисленными проблемами ДО.
Что касается обучения студентов графическим дисциплинам, то здесь есть и некоторые специфические проблемы.
Так в силу информационной насыщенности этих дисциплин, специфики графического языка, на первый план выступает проблема применения коммуникативной составляющей дистанционной формы обучения. Сложность а иногда и невозможность донести до обучающегося дистанционно информацию о его ошибках в письменном виде, поскольку не у всех студентов есть возможность участвовать в видеоконференциях.
В курсе инженерной графики особую трудность в освоении представляет раздел машиностроительное черчение. Как показывает практика большое число ошибок студенты допускают например, при выполнении рабочих чертежей деталей. Причина этого – помимо плохо развитого пространственного мышления и воображения, невнимательность, а также неспособность систематизировать свою деятельность, непонимание поэтапности выполнения чертежа и сложности в его прочтении. Часто студенты не прочитав чертеж просто «срисовывают» изображения без какого либо их анализа.
Избежать этого можно реализовав контроль за выполнением задания на каждом этапе путем разбиения его на небольшие задачи (соответствующие этапам выполнения чертежа).
К каждой последующей задаче студент приступает только после проверки преподавателем предыдущей.
Чтение чертежа.
Задача 1.
Решая данную задачу студенты должны описать геометрическую форму детали. В курсе инженерной и компьютерной графики решение состоит в выполнении трехмерной модели.
В курсе инженерной графики решение задачи можно реализовать в виде таблицы

Каждый пункт оценивается преподавателем «+» или «-». Это позволит избежать пространных описаний ошибок студента преподавателем.
Возможна реализация данного пункта в виде теста с множественным выбором ответов. Вопросы составляются в соответствии с последовательностью чтения чертежа.
1. Определить, какое изделие изображено на данном чертеже и масштаб изображения.
2. Ознакомиться с изображениями сборочного чертежа, выяснить назначение каждого из них.
3. Выяснить взаимное расположение, конструктивные формы и способы соединения деталей, последовательно изучая спецификацию.
4. Установить характер взаимодействия деталей в процессе работы изделия.
5. Продумать процесс сборки и разборки изделия.
Это позволит автоматизировать часть процесса проверки, следовательно облегчит работу преподавателю, а так же поможет студенту прочитать чертеж.
Деталирование.
Задача 2. В соответствии с первыми 3-мя пунктами порядка деталирования (Выбрать главный вид изображаемой детали и количество изображений; задаться масштабом изображения, в зависимости от сложности формы каждой детали и ее габаритных размеров; определить формат рабочего чертежа детали согласно с расположением основной надписи) студентом заполняется таблица

Задача 3. При решении этой задачи студенты переходят непосредственно к выполнению рабочего чертежа. На данном этапе выполняются только изображения, без размеров и др. надписей.
Вместе с файлом чертежа студент также должен приложить пояснительную записку с расчетом размеров стандартных элементов детали.
Задача 4. Простановка размеров, нанесение других надписей, заполнение штампа выполняется после проверки предыдущей задачи преподавателем.
История и основные направления развития дистанционных образовательных технологий в курсах «Детали машин и основы конструирования»

Технологии дистанционного обучения активно используются во Владимирском государственном университете с 2007 года. Толчком к этому процессу послужили два обстоятельства. Во-первых, решение Минобрнауки РФ о закрытии представительств и филиалов университетов, в которых не обеспечивается требуемый уровень качества подготовки специалистов, в основном, из-за отсутствия на местах необходимой материально-технической базы. Во-вторых, интенсивно надвигался демографический кризис в стране и, следовательно, сокращалось количество выпускников школ, колледжей и техникумов.
Изначально для ведения образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) использовалась программная оболочка Class Server. Эта оболочка применялась в учебном процессе на протяжении примерно 1,5 лет, но дальнейшего развития не получила. Одной из основных причин отказа от использования этой оболочки явилась необходимость установки локального программного обеспечения (ПО) на компьютеры преподавателей и студентов. Причём со многими операционными системами компьютеров это ПО было несовместимо, из-за чего возникало множество проблем в ходе учебного процесса.
Следующей системой для ведения образовательного процесса с использованием ДОТ во Владимирском государственном университете стала программная оболочка Moodle, которая используется до настоящего времени. Эта система уже совсем другого уровня, гораздо мощнее и эффективнее предыдущего варианта.
ПО Moodle устанавливается на сервере университета, привязывается к определенному домену в сети Интернет и работа с системой становится возможной из любой точки мира и не зависит от этой операционной системы, которая установлена на локальном компьютере пользователя. Доступ в систему http:/www.de.vlsu.ru:81 осуществляется по логину и паролю, которые формирует администратор и выдаётся каждому преподавателю и студенту, задействованному в учебном процессе.
В общем, достоинства этой системы можно перечислять бесконечно. Здесь перейдём к реальным результатам использования программной оболочки Moodle на примере дисциплины «Детали машин и основы конструирования».
Дисциплина ДМиОК, по которой мною ведётся образовательный процесс, строится по модульному принципу и включает в себя, по сути дела, весь учебно-методический комплекс (УМК). В частности,
- рабочая программа дисциплины;
- модульный лекционный курс, разбитый на 3 основных раздела;
- рубежное тестирование по каждому из разделов лекционного курса;
- методические указания к проведению практических занятий и соответствующие задания;
- методические указания к выполнению курсового проекта и соответствующие задания;
- перечень вопросов для подготовки к экзамену;
- модуль активного общения в виде индивидуальных консультаций.
Следует заметить, что в качестве заданий к практическим занятиям по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» студентами используется выполнение разделов курсового проекта с разными исходными данными. Таким образом, когда студент выполняет свой курсовой проект по дисциплине, он параллельно просчитывает задание по практике. В результате у студента формируется опыт по решению подобных задач, который он может использовать при обучении на смежных дисциплинах и при подготовке выпускной квалификационной работы.
Что касается активности студентов при изучении дисциплины «Детали машин и основы конструирования», то среди них чётко выделяется две группы:
1) первая группа достаточно активно участвует в изучении материалов, выполнении заданий, ответах на предлагаемые тесты и форуме индивидуальных консультаций. Они практически всё делают в срок и как надо;
2) вторую группу студентов можно назвать «ленивыми». Они достаточно нерегулярно заходят в дистанционный класс, отвечают на тесты, периодически срывают сроки сдачи заданий и практически не задают никаких вопросов.
Также можно сделать разрез по факультетам, со студентами которых мною ведутся занятия. Здесь наиболее активными являются студенты механико-технологического факультета и особенно студенты из Нижнего Новгорода и Гусь Хрустального. Наиболее пассивными являются студенты автотранспортного факультета.
С чем это связано? С моей точки зрения, наиболее вероятными причинами этого являются: - отношение ответственных по специальностям к организации учебного процесса со студентами; - заинтересованность студентов в самом учебном процессе; - недостаточным развитием Интернет - технологий в районах области.
Что касается развития технологий дистанционного обучения во Владимирском государственном университете, то здесь имеются очень широкие перспективы. Например, включение в образовательный процесс тестирования на сайте www.i-exam.ru, проведение консультаций со студентами по технологии Skype и другие.
Основными причинами сдерживания развития дистанционных технологий обучения во Владимирской области являются:
- недостаточное проникновение Интернета в регионы;
- недостаточная скорость передачи данных.
Опыт обучения студентов МТФ заочного отделения с применением ДОТ на кафедре Сопротивления материалов

Отличительной чертой современной системы образования является применение информационных технологий, которые позволяют студентам получать разнообразные образовательные услуги, в том числе послевузовское и дополнительное образование.
При дистанционном обучении студентов по дисциплинам кафедры «Сопротивление материалов» учебный процесс включает лекции (установочные и полные курсы), практические, лабораторные занятия, тестирование, самостоятельную работу студента (изучение теоретического материала по лекциям и учебникам, выполнение индивидуальных заданий таких, как практические задания, контрольные работы, расчетно-проектировочные и курсовые работы) и, конечно же, индивидуальные и групповые консультации.
По решению кафедры теоретическую часть курса студент может сдать по тестам, а практическую (решение задачи) – во время сессии, так как в основном на кафедре ведутся дисциплины, в результате изучения которых студент должен уметь рассчитывать конструкцию на прочность, жесткость и т.п.
При освоении такой дисциплины как сопротивление материалов очень важно понять, как правильно применить теоретические знания, полученные на первом этапе обучения, к решению практических задач. Здесь важна готовность заданий и контрольных работ, пусть и с большим количеством ошибок. Далеко не всегда студенты решаются на это. Поэтому считаю, что студентам необходимо внушать, что допущенные ошибки - это естественно и что преподаватель готов помочь своими консультациями преодолеть трудности.
Опыт показывает, что изучение сопротивления материалов (полного курса) необходимо проводить в течение двух семестров. В первом семестре студент изучает основы сопротивления материалов, методы расчета. И если преподаватель и студент готовы к диалогу, в том числе и в первую встречу (на сессии после первого семестра обучения дисциплине), то во втором семестре студент успешно справляется как с практическими и лабораторными заданиями, так и курсовой работой.
Статистика показывает, что за годы применения ДОТ 20 - 25 % студентов специальности 151001 «Технология машиностроения» осваивают курс успешно (сдают экзамен на хорошие и отличные оценки). Это как раз студенты, которые действительно используют новые методы обучения.
Поэтому считаю, что нужна активная пропаганда обучения студентов с применением ДОТ даже таких сложных дисциплин как «Сопротивление материалов», ведь важен всегда окончательный результат.
К сожалению, остальная часть студентов, по-видимому, не решается на диалог с преподавателем по разным причинам:
- недостаточное проникновение Интернета в районы Владимирской области;
- недостаточная скорость передачи данных и др.
Если сравнить успехи студентов заочного отделения, обучающихся традиционным методом, и с применением ДОТ, то обнаруживается, что студенты, обучающиеся с применением ДОТ, в конечном итоге превосходят по знаниям студентов, не пользующихся дистанционным обучением.
Опыт обучения студентов дистанционно по дисциплине «Сопротивление материалов» вселяет надежду, что даже такую сложную дисциплину можно достаточно хорошо освоить.
Но следует отметить, что
1) у кафедры есть определенные трудности по материальному обеспечению дистанционного обучения;
2) труд преподавателя при качественном обучении студентов дисциплине (по затратам времени) огромен, в разы превосходит то время, которое отводится преподавателю согласно учебной нагрузке.
О возможности создания многоуровневой распределенной информационной образовательной системы на основе технологий дистанционного управления и обучения

Одним из направлений организации учебного процесса в территориально-распределенных структурных подразделениях университета, в свете выполнения приказа Минобрнауки РФ №1439 от 31.03.11г. может являться создание системы обучения студентов, в т.ч. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе развития и внедрения методологии сетевых технологий дистанционного управления, обучения и модульных мультимедиа ресурсов.
Основная системная задача при этом - обеспечение эффективного функционирования в единой университетской телекоммуникационно-вычислительной сети (ТВС) общего пользования множества одно¬временно работающих сетевых автоматизированных обучающих систем структурных подразделений университета на базе мультимедийных лекционных аудиторий, виртуальных лабораторий и лабораторий удаленного доступа.
Виртуальные лаборатории системы, кроме оригинальных программных средств имеют в своем распоряжении лицензионные программные продукты математического моделирования, системы машинной графики и геометрического моделирования, оптимизации, структурного синтеза и принятия решений, системы управления базами данных и знаний, средства CASE и CALS –технологий.
Системы дистанционного управления сложными техническими объектами структурных подразделений университета основаны на использовании Интернет – протоколов семейства TCP/IP (Transmission Control Protocol /Internet Protocol) с компьютерным управлением в условиях неопределённости и базовой структуры системы в виде гибридной системы интерактивного управления с интеллектуальными обратными связями. Сочетание в одной системе принципов дистанционного управления и обучения приводит к созданию интегрированной интерактивной системы on и off-line управления сложными гибридными объектами в виде устройств удалённого доступа с интеллектуальными обратными связями. Эффективность глобальной обратной связи системы дистанционного обучения обеспечивается с помощью систем менеджмента качества и автоматизированного управления учебным процессом.
В перспективе комплекс лабораторий удаленного доступа для студентов МТФ и ЦПОИ может состоять из следующих лабораторий:
лаборатория удаленного доступа «Дистанционное управление в технических системах»;
лаборатория удаленного доступа «Технологическое программирование» на базе учебных токарного ЕМСО CONCEPT TURN 105 и фрезерного ЕМСО CONCEPT MILL 105 станков с полным комплектом оснастки, СЧПУ SINUMERIK 810/840D и Fanuc 21;
лаборатория удаленного доступа на базе программно-аппаратных решений National Instruments с аппаратным обеспечением NI ELVIS с платой NI PCI-6251, USB DAQ, NI CompactRIO, NI DAQ Devices и программным обеспечением LabVIEW, SignalExpress, Control Design Toolkit, System Identification Toolkit, Electronics Workbench Multisim;
лаборатория удаленного доступа «Системы автоматического управления» на базе семейства контроллеров фирмы Siemens S7-200/300, коммуникационным модулем Profibus-DP EM277, силовыми модулями управления серводвигателями типа 1FK7, модулей Ethernet/Serial Interface – для управления по сети Ethernet и RS-232/RS-485, системного программного обеспечения и программного обеспечения человеко-машинного интерфейса MCI2, STEP7;
лабораторий удаленного доступа Муромского института и ВГГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГТУ «МИРЭА» и МГТУ «СТАНКИН».
На основе объединения ресурсов и многолетнего опыта сотрудничества МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГТУ «МИРЭА», МГТУ «СТАНКИН» и ВлГУ возможно создание интегрированной сетевой модели как среднего и высшего профессионального образования, так и повышения квалификации и переподготовки, в т.ч. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для координации работ по созданию территориально-распределенной информационной образовательной системы обучения в т.ч. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе сетевых технологий дистанционного управления и обучения может быть создан на базе ассоциированных подразделений университета и партнеров соответствующий виртуальный научно-образовательный центр (НОЦ).
Дистанционное обучение: этапы развития и перспективы

Дистанционное обучение (ДО) - это новая форма обучения, которая уже осуществляется наравне с очной, заочной формами обучения и экстернатом. Данная система обучения является самостоятельной и при этом соответствует и отражает общие закономерности науки педагогики, педагогической психологии, закономерности дидактики и частных методик.
ДО в своем развитии прошло несколько этапов:
1. Первый этап предполагает организацию формы обучения по схеме «педагог - несколько учеников». При такой форме обучения используются такие средства связи как: обычная почта, телефон, персональные компьютеры.
2. Второй этап связан с появлением локальных сетей и усовершенствованием средств связи. В этом случае форма обучения отвечает следующей схеме: «педагог - множество учеников». Этому этапу характерно появление видео- и аудиокассет, обучающих компьютерных программ и т.д.
3. Третий этап развития ДО охарактеризован использованием глобальных сетей. Использование Интернета в обучении становится альтернативой традиционному образованию и имеет по сравнению с ним ряд преимуществ. Основное достоинство это предоставление удаленным пользователям интерфейса, который дает возможность оптимально использовать все функционалы информационно-образовательной среды ДО с максимальным удобством для всех участников образовательного процесса.
Модульность, динамичность, адаптивность, непрерывность, креативность, открытость являются основные принципами системы ДО.
Модульность обучения характеризуется тем, что весь процесс обучения разбивается на небольшие по трудоемкости фрагменты. Этот подход дает возможность студентам выбрать удобный для них путь обучения и снижает психологические барьеры.
Динамичность дает возможность обеспечения соответствия курса социальному заказу и трансформациям внешнего мира.
Адаптивность обеспечивает приспособление модулей системы к нуждам обучаемых.
Непрерывность характеризуется последовательным и логичным углублением знаний и закреплением навыков в процессе освоения отдельных модулей.
Креативность дает возможность поиска нестандартных решений и развивает творческие навыки.
Открытость дает возможность получить образование для всех слоев общества, независимо от их материального положения, географической или временной расположенности. В тоже время решающей особенностью ДО обеспечивающей различные его преимущества, включая перечисленные является разработка специальных учебников, позволяющих студентам учиться и управлять процессом самостоятельно без помощи преподавателя.
Дистанционное обучение имеет колоссальное значение для России, обладающей огромным интеллектуальным потенциалом и гигантской территорией. Пять или семь лет назад получение знаний через Интернет казалось большинству российских студентов привилегией иностранцев, то сегодня практически каждый отечественный ВУЗ имеет возможность предоставления своим учащимся такой возможности.
Для проведении дистанционного обучения информационные технологии должны иметь возможность доставки студентам основного объема изучаемого материала, интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателей, предоставления студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.
Несмотря на то, что информационные технологии развиваются быстрыми темпами и широко применяются в дистанционном обучении, обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью дистанционного обучения. В России это особенно актуально, так как российские студенты, в отличие от их западных коллег, привыкли к книжкам больше, чем к видеокассетам, хотя форма учебника для ДО важнее носителя на котором он реализован.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники.
Разработка электронных учебников требует значительных ресурсов, в России уже существует национальная программа их разработки и распространения. Популярность электронных учебников постоянно растет.
Видео очень полезная технология, применяемая в дистанционном обучении. Видеоролики дают возможность большому числу студентов прослушивать лекции преподавателей. В нынешних российских условиях нет ни психологических, ни технических препятствий к использованию видеообучения, поэтому такая система подачи изучаемого материала должна приобрести огромную популярность.
Интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения. При этом преподаватели могут следить за ходом усвоения материала, и создавать обучение основываясь на индивидуальном подходе. Однако если специальный учебник для ДО сделан качественно, участие преподавателя в процессе обучения не требуется – он нужен лишь на экзамене.
Дистанционное обучение в России крайне важно, но отсутствие прочной законодательной базы и использование учебных пособий разных форм затрудняет его использование. Однако наряду с этим дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.
Создание дистанционных курсов по Инженерной графике

Дистанционное образование – это "новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники".
Общество, в котором мы живем, в последнее время резко дифференцировалось. Помимо социального неравенства, существует территориальное неравенство. Понятно, что крупные города обладают развитой транспортной и информационной инфраструктурой. Удаляясь от крупного города, развитие инфраструктуры ухудшается. Жители небольших городов, поселков, деревень имеют ограничения в получение качественного образования.
Инвалиды, которым болезнь не позволяет посещать занятия, а также работающие не могут учится очно. Для них даже проблема приехать на сессию, учась заочно.
А роль образования в сегодняшнем обществе очень высока. Конкуренция на рынке труда определяется не только профессиональной компетенцией, но и широким кругозором.
Дистанционное образование уравнивает шансы всех желающих получить качественное образование. Создаются образовательные курсы по своему направлению (специальности). Они постоянно корректируются с учетом инновационного развития.
Для обучения студентов факультета заочного обучения с использованием дистанционных технологий применяется программа Moodle. Она позволяет интегрировать обучение целиком в сеть, используя веб-технологии. С помощью нее студенты могут учиться, находясь на расстоянии от Вуза: получать задание, отвечать на тесты, выполнять лабораторные работы, посылать выполненное задание преподавателю, задавать ему вопросы и многое др.
Система дистанционного обучения Moodle состоит из курсов. Каждый курс составлен по определенной программе. Список курсов представлен на главной странице. Каждый курс состоит из блоков, размещенных в левой и правой колонке, и основного содержания (модулей), находящегося в центре страницы. Блоки увеличивают функциональность, интуитивность и просты в использовании системы.
В курсе инженерной графики, как и в других курсах, устанавливается определенный промежуток времени, когда студент может на него зайти. Рекомендуется каждое задание разбивать на части и по мере их выполнения присылать преподавателю на проверку. Чертежи по инженерной графике можно присылать отсканированные, если они выполнены от руки или в форматах систем автоматического проектирования.
Выполнив практическую часть задания, студент получает тест для защиты теоретической части. Работа над тестами является мотивирующим моментом, заставляющим студента пользоваться справочной, учебной и методической литературой.
В тестах не только теоретические сведения, но и практические решения. На тесты рекомендуется отвечать поэтапно в течении отведенного времени, по мере изучения курса.
Набранное количество баллов за правильные ответы учитывается при сдаче зачетов и экзаменов.
Для того, чтобы достичь успеха при обучении в высшем учебном заведении, получать глубокие знания, необходима систематическая, напряженная работа. Только правильная организация учебного процесса поможет овладеть всей суммой знаний, умений и навыков, которые потребуются выпускнику при поиске работы.
Таким образом, студент заинтересован правильно ответить на тесты и сдать их в течение семестра по всем темам, что упрощает ему получение зачета и сдачу экзамена. Он чаще и более охотно общается с преподавателем, вовремя выполняет практическую часть заданий и получает теоретическую подготовку.
Преимущество дистанционной системы образования в том, что студент может общаться с преподавателем находясь дома или на работе, не приезжая в Вуз, и на сессии сдавать только зачеты и экзамены.
Организация онлайн-конференций в дистанционном обучении

 Одной из наиболее существенных проблем в дистанционном обучении на данный момент является отсутствие возможности проведения видеоконференций и семинаров. Эта возможность позволяет преодолеть один из наиболее важных недостатков систем дистанционного обучения - отсутствие прямого контакта преподавателя и студентов.
 В настоящий момент существует набор решений для организации видеоконференций, однако их недостатком является отсутствие интеграции с существующими системами дистанционного обучения и невозможностью организации видеоконференций в рамках этих систем. Фактически эти решения предполагают разворачивание дополнительной системы, никак не связанной с остальными. В этой системе пользователи должны будут зарегистрироваться повторно (что приводит к дублированию иерархии пользователей), результаты работы в этой системе невозможно будет использовать в рамках существующих систем.
 В рамках ВлГУ в настоящий момент в образовательном процессе используются две системы - MOODLE и Bitrix. Рассмотрим решение указанной проблемы в рамках этих систем. В качестве базовой платформы, предоставляющей необходимый инструментарий для проведения конференций, в ВлГУ используется OpenMeetings. Данная система является кросс-платформенной и может быть запущена в фоновом режиме в качестве демона в Unix-системах. Для запуска в фоновом режиме в ОС семейства Windows потребовались дополнительные усилия с использованием специального ПО по загрузке программ в качестве сервисов.
 Данная система предоставляет возможность использования одновременно для людей (посредством веб-приложения, являющегося частью системы) и для других приложений (посредством веб-сервисов). Таким образом, существует возможность интеграции, прежде всего с MOODLE, т.к. в основе этой системы лежит принцип модульности и возможность встраивания в систему дополнительных модулей и блоков, в том числе написанных сторонними разработчиками.
 Существует экспериментальный прототип OpenMeetings MOODLE Connector, который находится в стадии лабораторной разработки и непригоден для широкого использования. Данный модуль был модифицирован в ходе проведения интеграции и сделан пригодным для использования в рамках ВлГУ. Данный модуль был встроен в экземпляры MOODLE и используется в настоящий момент в рамках образовательного процесса в ВлГУ.
 Что касается интеграции с Bitrix, то данная задача является более сложной из-за трудностей создания дополнительных модулей в системе для сторонних разработчиков. Поэтому было принято решение дать возможность пользователям Bitrix работы с курсами MOODLE, в которых имеется доступ к видеоконференциям. Для этого было необходимо предоставить преподавателям возможность импорта пользователей Bitrix в рамках курсов MOODLE.
 Для решения этой проблемы в рамках MOODLE 1.9, эксплуатируемой в настоящий момент в ВлГУ, был разработан дополнительный блок bitrix_integration, который состоит из серверной части (она устанавливается на сервере, где расположена база Bitrix), и клиентской части (она устанавливается как блок внутри курса MOODLE). Посредством инструментария YUI (который является стандартом де-факто внутри ядра MOODLE) происходит асинхронное обращение к серверной части.
Серверная часть в ответ на запрос, проведя валидацию и убедившись в его корректности, возвращает список пользователей Bitrix в JSON-формате. Клиентская часть, получив ответ, добавляет этих пользователей в базу MOODLE и наделяет их привилегиями доступа в соответствующий курс.
 Таким образом, данный подход позволяет разрешить проблему отсутствия инструментария для проведения видеоконференций в рамках имеющихся систем дистанционного обучения.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)
ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.