Код: УДК 681.3
Организация: Владимирский государственный университет, г. Владимир
Владимирский государственный университет с 2000 года принимает участие в эксперименте Минобразования России в области дистанционного обучения, в рамках которого определились приоритетныенаправления работ университета:
- выработка принципов организации учебного процесса по дистанционной технологии для технических специальностей и направлений в базовом вузе и в представительстве дистанционного обучения (ПДО), организованном на промышленном предприятии и в учебном учреждении; отработка требований к вузу, осуществляющему дистанционно полный цикл обучения по техническим специальностям; - разработка подходов к организации контроля качества дистанционного обучения, включающего поэтапный оперативный тестовый контроль (дистанционный с использованием компьютерной сети), периодический промежуточный рейтинговый рубежный контроль, текущую аттестацию (зачетно - экзаменационную сессию), итоговую аттестацию (квалификационные экзамены и защиту итоговой работы). Отличительной особенностью развития системы ДО в университете стал акцент на технические специальности, где у ВлГУ есть квалифицированные кадры, опыт подготовки специалистов, связи с предприятиями региона. Дистанционное обучение в университете реализуется как технология обучения в рамках существующих форм получения образования. Его отличие от традиционного дневного обучения – перераспределение времени, отведенного на изучение дисциплины: сокращение числа часов аудиторных занятий и увеличение числа часов, отведенных для самостоятельной работы, в которую включается работа с электронными учебно-методическими материалами, дистанционное консультирование и периодическое тестирование. При этом акцент работы преподавателя переносится на координирование работы студентов, индивидуальное консультирование, контроль и корректировку процесса обучения. То есть самостоятельная работа студента поддерживает со стороны преподавателя методической помощью, поэтапным контролем и управлением процессом обучения. Первоначально ДО и заочная форма обучения в ВлГУ, как в большинстве вузов, не разделялись, однако с развитием в университете дистанционных технологий ДО выделилось в отдельное направление с организацией Центра ДО.
Основные существующие технологии дистанционного обучения – это интернет-, TV- и кейс- технологии, из которых в университете используются интернет- и в меньшей степени – кейс- технологии.
Основными компонентами системы дистанционного обучения вуза являются техническое, программное, информационное, методическое и организационное обеспечение.Общая структура технического обеспечения приведена на рис. 1. Его основное назначение – поддержка средств общения студента с тьютором, самостоятельной работы студента и общения студентов в учебной группе. На сервере ДО размещен Web-сайт центра дистанционного обучения (ЦДО) университета, Web-страницы факультетов и кафедр, почтовые службы ДО. Назначение рабочих станций – поддержка доступа студента к E-mail, Internet, электронной библиотеке ЦДО. В электронной библиотеке содержатся: каталог библиотеки ВлГУ, ссылки на каталоги других библиотек, электронные учебно-методические издания ВлГУ, дополнительные учебные и научные материалы. Сервер учебного процесса поддерживает учебный процесс каждой специальности, организует связь выпускающей кафедры с другими кафедрами университета, с деканатами, с учебным управлением.
К задачам программного обеспечения дистанционного обучения относятся: регистрация различных типов пользователей, организация потоков информации между пользователями, администрирование учебного процесса, структуризация учебного материала, организация интерфейсов пользователей различных типов, организация контроля и тестирования знаний студентов, сбор статистики о работе ПО. Вариант структуры программного обеспечения приведен на рис. 2.- по каждой дисциплине - аннотированную рабочую программу, конспект лекций с методикой изучения, методические задания к практическим занятиям с индивидуальными заданиями, тестовые задания и упражнения для самопроверки по всем разделам курса, методические указания к выполнению курсовой работы с вариантами заданий.
Электронные материалы составляют: - электронная версия учебно-методического комплекса на электронном носителе; - электронные учебники и учебные пособия по дисциплине или отдельным ее разделам, включающие подсистему тестирования; - виртуальный лабораторный практикум с ПО моделирования экспериментов; - дополнительное ПО (мультимедийные курсы, электронные справочники, электронные версии учебной литературы, обучающие компьютерные программы, деловые игры и др.). В виде аудио- и видео- продукции как дополнение к основным носителям учебной информации могут быть представлены фрагменты учебных занятий, записанные на аудио- и видео- кассеты. В комплект учебно-методической литературы при использовании элементов кейс-технологии дистанционного обучения входят: учебник (учебное пособие), пособие по практической части, контрольные задания, обучающие программы по темам. Кейс-учебник (учебное пособие) включает теоретический материал по теме с аннотированным списком литературы, изложенный в сжатой форме и ориентированный на самостоятельную работу: - теоретическая (информационная) часть: текст реферативно-обзорного характера, важнейшие сведения о курсе, аппарат усвоения и поддержки обучения (вопросы с ответами, решение типовых задач); - методическая (управляющая) часть: упражнения, задачи; глоссарий с основными понятиями и ссылками; алгоритм изучения курса (по шагам); контрольные тесты; вопросы и задачи к экзаменам; инструкция по самостоятельной работе (включающая формулировку целей и задач курса, достигаемого уровня, получаемые знания и навыки); приблизительный график проведения самостоятельной учебы; приемы самостоятельной работы по дисциплине (планирование, поиск необходимой информации, работа с литературой); - учебная программа по дисциплине. Пособие по практической части содержит задания, примеры задач с решениями, описания лабораторного практикума (всех лабораторных работ), ход курсовой работы, темы рефератов, другие специальные практические материалы. Контрольные задания составляют средства программированного контроля с экзаменационными билетами, средства текущего контроля по каждой теме и итогового контроля по всему курсу. Контроль проводится на уровень знаний (понятия, определения, и др.), на уровень понимания (структуризация знаний), на умение практического использования знаний (выполнение расчетов). Контрольные мероприятия проводятся как очно (итоговые), так и в сети (текущие). Обучающие программы по темам выполняют задачи программной поддержки практикума, имитационного моделирования лабораторного практикума; удаленного доступа к результатам эксперимента. Один из важнейших элементов поддержки системы дистанционного обучения - электронный учебник по дисциплине, включающий следующие обязательные компоненты: информационный раздел, программированную методику изучения предмета, подсистему тестирования, базу данных пользователей, средства администрирования, дополнительное информационное и программное обеспечение, средства поддержки распределенной работы пользователей. Электронный учебник имеет уровни: ознакомительный (понятия и определения), основной (полное изучение), углубленный (расширенный курс) и работает в режиме справочника (произвольный просмотр) или учебника (с методическим управлением). Поддерживаемые варианты работы учебника - индивидуальный (CD-вариант), многопользовательский (вариант ЛВС) и распределенный (интернет-вариант). Являющаяся неотъемлемой частью электронного учебника система тестирования работает в режиме самопроверки (тренировочного тестирования) или аттестации (итогового контроля). Варианты запуска программы тестирования - автоматический (выполняется программой по окончании изучения темы) и ручной (выполняется пользователем для самопроверки или досрочной аттестации). Входящие в состав учебно-методического комплексадистанционного обучения учебные планы включают общую часть (сведения о совокупности предметов - часы, виды, семестры, кафедры), специализированную часть (сведения о предмете - часы, рабочая программа, литература), электронную литературу (методические пособия, моделирующие программы). Базу данных учебно-методического комплекса ДО составляют разделы: организационный (учебный отдел – деканаты – кафедры – преподаватели – студенты), информационный (учебный план – предметы – рабочие программы - виды занятий – литература –моделирующие программы), библиографические ссылки на электронные учебники, на каталоги электронной библиотеки, на рефераты различных изданий.Одна из целей системы ДО – организация непрерывного обучения (рис.4.).
Особенностями организации учебного процесса в системе дистанционного обучения являются модульность курсов; акцент на самостоятельную работу; возможность индивидуального подхода (вариация сроков обучения, т.е. гибкое обучение, выбор преподавателей и курсов по дисциплине, выбор уровня обучения: бакалавр – инженер – магистр – курсы по выбору); циклическое чередование установочных занятий, самостоятельной работы, консультаций и тестирования. Роль преподавателя в процессе дистанционного обучения определяется так: координирование работы студентов, индивидуальное консультирование, контроль знаний, корректировка процесса обучения, организация работы в группе. Развитие технологии дистанционного обучения в ВлГУ происходит по направлениям: 1. Заочное обучение с применением технологии ДО (полное обеспечение студентов электронными и традиционными учебными материалами по кейс-технологии, сетевое консультирование, доступ к электронной учебно-методической литературе на сайте ЦДО, удаленный рейтинговый контроль). 2. Обучение с применением технологии ДО на базе Центра дистанционного обучения ВлГУ по очной и очно-заочной форме (включающее периодические аудиторные занятия, компьютерное рейтинг-тестирование, самостоятельную работу студентов с сетевой поддержкой). 3. Обучение с применением технологии ДП на базе представительства дистанционного обучения ВлГУ по очной и очно-заочной форме (аудиторные занятия в ПДО, доступ к серверу ЦДО ВлГУ, очные сессии в ЦДО).4. Проведение курсов переподготовки кадров и повышения квалификации для отдельных направлений и специальностей по профилю выпускающих кафедр университета.
5. Организация довузовской подготовки учащихся старших классов общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, а также лиц, имеющих среднее образование (включая подготовительные курсы для поступления в университет).
Приоритетной задачей университета в данном направлении является организация для всех форм получения образования полнообъемного дистанционного обучения в течение первых пяти семестров по техническим специальностям, что обеспечит эффективную подготовку и отбор студентов младших курсов для последующей их подготовки до различного уровня (бакалавр, специалист, магистр) по любым формам обучения и развитие на полученной базе системы непрерывного обучения в университете.
Проблемами развития дистанционного обучения в университете являются следующие направления: 1. Разработка ориентированной на ДО учебно-методической литературы. 2. Подготовка тьюторов для учебного процесса. 3. Постановка практической части курсов технических специальностей. 4. Поддержка педагогической составляющей учебного процесса. 5. Обеспечение учебного процесса полным комплексом технических средств, включая сервер дистанционного обучения университета. В ВлГУ планируется дальнейшее внедрение дистанционных технологийв образовательный процесс, так как их применение делает более доступным получение профессионального образования, дает толчок развитию новых информационных технологий в обучении по традиционным формам и повышает потенциал вуза в целом. Университет считает целесообразным продолжение работ в области дистанционного обучения, как в рамках эксперимента, так и по его завершении с использованием полученного на его основе опыта.Литература:
1. Жигалов И.Е. Дистанционное обучение в ВлГУ // Дистанционное обучение и новые технологии в образовании: Материалы региональной науч.-метод. конф. Владим. гос. ун-т. Владимир, 2001. с. 7-12. 2. Жигалов И.Е. Организация программного обеспечения дистанционного обучения ВлГУ // Дистанционное обучение и новые технологии в образовании: Материалы региональной науч.-метод. конф. Владим. гос. ун-т. Владимир, 2001. с. 18-22.Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.