Код: УДК 681.3
Организация: Владимирский государственный университет, г. Владимир
Тест - система заданий, позволяющих измерить определенный уровень (владения знаниями, развития свойств психологического характера, умственного потенциала, творческих способностей личности). Существует понятие «тесты достижений» – это тесты, выявляющие степень владения испытуемым (студентом) конкретными знаниями, умениями, навыками и позволяющими оценить уровень этих знаний.
Формирование качественного теста и гармоничное взаимодействие между вопросами, ответами и количеством времени дает возможность получить оптимальную информацию о тестируемом.
Если проанализировать классические схемы теории принятия решений (ПР), используемые в САПР, и модели предлагаемые в [2], то в них в качестве основных можно выделить следующие этапы:
1)Выбор множества признаков-факторов, влияющих на процесс ПР.
- время;
- количество баллов;
- уровень достижения;
- наличие знания (не знания) по ключевым вопросом;
2) Соотнесение выше указанных признаков с присущими переменными и их взаимосвязь.
3) Разработка эффективных программ для оптимизация моделей и реализация на их основе процедур ПР.
Рассмотренные этапы в том или иной аспекте характерны для любой модели и алгоритмов ПР, в том числе для субъекта познания в любой сфере [1]. Наиболее часто из признаков-факторов используются количество баллов T, которое определяется с помощью такой формуле:
где n – количество вопросов и f(xi) значение функции при ответе на вопрос i, и наличие знаний по ключевым вопросам. Здесь субъект должен обязательно ответить правильно на ключевые вопросы (их может быть несколько), так как это минимальная база знания субъекта в данной сфере.
Проблемой является учет фактора времени t, который позволяет определить ряд важных характеристик. Предположим, что имеется N количество вопросов, на которые должен отвечать студент (в группе состоит S студентов), тогда параметры времени:
- общее время теста (tоб) для каждого студента будет, например в секундах;
- время ответа каждый отдельный вопрос- среднее время ответа для одного студента
где tcpij- фиксированное время, которое студент j использует для ответа на i вопрос и
Также можно получить среднее время ответа для всех студентов
Но оценка знаний с учетом параметров времени должна учитывать индивидуальные особенности студента. Один человек более подвижный, другой - инертный, у одного выше работоспособность – особенно в экстремальных случаях, а у другого в таких условиях возникает страх и неуверенность, что зависит от динамических особенностей психики. Индивидуально своеобразная природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики - темперамент человека[3].
В основе каждого из четырех типов темперамента лежат особые сочетания свойств нервной системы: у холерика сильная нервная система, он легко переключается с одного на другое; у сангвиника также сильная нервная система, а значит и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности; у флегматика, как у холерика и сангвиника, сильная, работоспособная нервная система, но он чрезвычайно тяжело включается в другую работу, его трудно сбить с намеченного пути; меланхолик с точки зрения силы—работоспособности нервной системы—самый «невыигрышный» тип темперамента, но зато он легко переключается с одного дела на другое;
Исходя из различных типов темперамента, и опираясь на исследования психологов [4] были получены следующие результаты.
У холерика t=0,7с; субъективно переживаемое время сильно опережает течение реального времени, он всегда устремлен вперед, в будущее (прошлое его не интересует) и испытывает острый дефицит времени. У сангвиника t=0,68с; субъективно переживаемое время не так сильно опережает течение объективного времени, постоянное стремление вперед сочетается с боязнью опоздать, не успеть. Для меланхолика t=1,0с; нет ни опережения, ни отставания времени, он как бы «привязан» к объективному времени. У флегматика t=1,1с; субъективное время отстает от объективного, поэтому субъективно переживаемое время медленно и равномерно. Еще один тип (t=0,1с) - «равновесный»; субъективно переживаемое время течет не очень быстро, и его почти всегда хватает, отличительной особенностью его поведения является осторожность без боязни.
На рис. 1 показаны “чистые” и “переходные” типы темпераментов человека во взаимосвязи с психологическим временем t (субъективным восприятием).
Исходя из психофизиологической принадлежности тому или иному типу каждый индивид будет затрачивать на принятие решение присущие ему количество времени, что необходимо учитывать при более точном определении уровня знаний студента с минимальной погрешностью. Это означает, что прежде тем начинать контроль знания, необходимо провести диагностику для определения принадлежности к типу темперамента и для каждого типа определить разное количество времени для ответа на вопросы. Время затраченное для ответа на вопросы не является показателя умственного коэффициента. Темперамент может быть определен на основе использования адаптированного варианта опросника [3].
Литература:
1. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания. –СПб.: Питер, 2001. -288с.
2. Монахов М.Ю., Таннинг Ж. Ф. и др. Технические и гуманитарные аспекты информационных образовательных сетей и сред: Монография. Владимир, ВлГУ- ВИУУ, 2001, 160с.
3. Н.Н. Обозов. Типы личности, темперамент и характер. Методическое пособие. –СПб.: Питер, 1995.
4. Цуканов Б.И. Фактор времени и природа темперамента//Вопр. Психологии. 1988. №4. С. 129-136.Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.