Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Модель и технология системы дистанционного обучения

Автор:  Ж.Ф.Таннинг, И.Е.Жигалов
Код:  УДК 681.3
Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Дистанционное обучение (ДО) предполагает такую организацию учебного процесса, при которой акцент в учебной программе делается на самостоятельной работе студента, который отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность интерактивно общаться между собой с помощью средств телекоммуникации. Основным фактором при выборе информационных технологий как средств обучения должен быть их образовательный потенциал. Учебный процесс при ДО индивидуализируется по скорости усвоения материала, времени работы студента с интерактивной программной средой и литературой, выбору средств для лучшего визуального представления учебного материала. Так как разные студенты могут нуждаться в различном виде руководства преподавателя, то варьируется и степень индивидуальной работы тьютора с каждым студентом.

ДО позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации. Среда для проведения ДО (рис.1) должна опираться на технологии традиционного обучения, чтобы студент имел возможность пройти все этапы учебного процесса.
 рис 1

Оболочка среды ДО должна иметь подсистемы: информационную, которая помогает пользователю в процессе работы с системой (справочники и руководство пользователя системы, объявления, маршрутизация системы, часто задаваемые вопросы, и др.) и управляющую, которая обеспечивает администрирование системы, поддерживает ее оболочку в виде многоуровневого меню, обеспечивает связь с базами данных. В управляющей подсистеме различается 4 типа интерфейса с разными правами доступа, который осуществляется с помощью логического имени и пароля.

Интерфейс для администратора предлагает оператору системы доступ ко всем базам данным (БД). к структуре программы, к файлам для настройки системы. Он позволяет создать, удалить и изменить права на отдельные ресурсы, другие параметры и права использования системы.

Интерфейс для преподавателя предлагает доступ к базам данных студентов, к БД, содержащим теоретический курс и практические занятия, к разделу тестирования, библиотеки и доска объявления. Преподаватель имеет возможность читать, исправлять и обновлять материалы.

Интерфейс для куратора играет роль супервизора отдельной группы, состоящий из нескольких подгрупп и обеспечивает доступ для чтения статистических данных студентов, доступ к информационным БД студентов и к обновлению доски объявлений. Куратор не имеет возможность исправить и обновить материалы для других преподавателей.

Интерфейс студента дает возможность доступа к БД теоретического курса и практического задания, к разделу тестирования, к доске объявлений, к библиотеке и к разделу конференции. Студент имеет возможность только читать все материалы, за исключением раздела конференции, где он также может редактировать.
 рис 2

Другие подсистемы среды ДО – это обучающая, контролирующая и моделирующая. Обучающая подсистема выполняет информационную поддержку системы в виде гипертекстовой информации с возможностью включения мультимедийных средств. На рис. 3 приведена последовательность этапы изучения дисциплины.

 рис 3

Контролирующая подсистема включает базу знаний, содержащую продукционные правила формирования индивидуальной последовательности контрольных вопросов, средства связи с базой данных студентов для занесения результатов контроля (рис. 4).

 рис 4

Моделирующая подсистема поддерживает интерактивное проведение лабораторных практикумов при изучении отдельных разделов учебных курсов. Рис. 5 показывает пример выполнения лабораторной работы.

 рис 5

Литература:

1. Таннинг Ж.Ф. Интерактивное сетевое программное обеспечение для дистанционного обучения. //Международной научной конференции “Современные информационные технологии в образовательном процессе и научных исследованиях”: Часть 2. Сб. ст. конф. – Шуя: Весть, 2000. – С

2. Монахов М.Ю., Жигалов И.Е, Таннинг Ж. Ф. и др. Технические и гуманитарные аспекты информационных образовательных сетей и сред: Монография. Владимир, ВлГУ- ВИУУ, 2001, 160с. 


Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.