Код: УДК 74.00
Организация: ВлГУ, Владимир
Методическая система сетевого автоматизированного обучения представляет собой совокупность электронных учебных пособий, системы удаленного автоматизированного тестирования и универсальной методики обучения. Она разработана для организации процесса автоматизированного обучения во Владимирской ИОС для предметов естественно-научного цикла в рамках довузовской подготовки школьников.
Основными элементами УМК автоматизированного сетевого обучения являются: типовая задача- задача с одинаковыми компонентами, имеющими сходные цель, действия и ситуацию, аналоговая задача- типовая задача с пропущенным компонентом. С точки зрения представления учебной информации совокупность типовых и аналоговых задач по каждой теме образуют т.н.порцию учебного материала.
Единство содержания обучения, методов и форм образуют самостоятельный обучающий модуль, который является базовым методическим элементом автоматизированного сетевого обучения. Организация занятий в процессе прохождения обучающегося по этапам обучающего модуля оформлена в виде технологической карты преподавания порции материала.
Процесс обучения в ИОС характеризуется определенной системой учебных процедур, главной особенностью которых является индивидуализация обучающего воздействия на ученика. Индивидуальные особенности усвоения обучающегося на протяжении всего периода обучения фиксируются в досье обучающегося. На основании результатов вырабатывается индивидуальная стратегия для организации циклов корректировочной стабилизации( повторение на новом витке).
Универсальная базовая методика обучения позволяет разрабатывать специальные адаптированные методики с учетом целей обучения и конкретных микроусловий. Примером может служить проведение эксперимента в п. Мелехово в рамках Федеральной целевой программы информатизации сельских школ.
Основные проблемы проведения удаленных интерактивных уроков, на которых в ходе эксперимента было сосредоточено внимание можно объединить в следующие три блока:
Технический блок
- выбор наиболее рационального способа передачи данных в соответствии с географическим расположением школы;
- требования, предъявляемые к аппаратно – программному обеспечению образовательной сети;
Психолого-педагогический блок
- формирование и развитие мотивационной составляющей процесса обучения;
- изменение характера учебной деятельности школьников и учителей в связи с новыми условиями проведения занятий;
Организационно- методический блок
- организация учебно-познавательной деятельности школьников и оценка эффективности дидактического процесса;
- измерение и оценка результатов обучения (по параметру уровень обученности – Р обуч);
Учебно-методический комплекс был разработан на базе ресурсов центрального образовательного сервера ИОС. Он включал в себя:
- методическое обеспечение для проведения демонстрационных занятий;
- аппаратно- программные средства поддержки автоматизированного учебного процесса.
Педагогический коллектив, задействованный в экспериментальной акции предварительно прошел курс интенсивной подготовки во Владимирском государственном университете с выполнением зачетной курсовой работы по разработке поурочного плана проведения демонстрационных занятий применительно к своему предмету.
Результаты эксперимента позволили сделать вывод о структуре методических материалов. Она строится в соответствии с принятой моделью обучения в информационной образовательной сети и способствует созданию оптимальных условий для усвоения знаний обучающихся с учетом их индивидуальных способностей, а также позволяет вооружить преподавателей рациональными средствами управления обучением. Весь учебный материал по предмету делится на пакеты. Пакет учебных материалов должен содержать:
1. Четко структурированные обучающие тексты-эталоны (типовые задачи и/или типовые ситуации);
2. Контролирующие тексты - аналоговые задачи (не менее 10 по каждому типу);
3. Тестовый сборник, состоящий из локального теста + контрольный тест.
Технология обучения имеет цикличную структуру и состоит из двух основных блоков: блок первичного формирования системы ООД и блок корректировочной стабилизации широты и точности владения ООД.
Данная структура организации учебного процесса позволяет формировать и осуществлять непосредственно на уроке индивидуальную стратегию обучения для каждого учащегося. В основе ее лежит управление учебной деятельностью обучающегося на основе точной оценки степени сформированности у обучающегося ООД по двум основным факторам Х(знание ООД и умения применить их на практике) и Y(оценка степени автоматизации приобретенного в процессе обучения умения).
Анализ результатов эксперимента позволяет наметить пути дальнейшего совершенствования технологии обучения и методики оценки уровня обученности. В основу данного подхода положено разбиение задач в теме по принципу концентрического наращивания уровня сложности. Это позволяет каждому обучающемуся объективно оценить свои возможности в изучении данного предмета. С точки зрения управления процессом обучения открывается возможность для выработки индивидуальных систематизированных электронных курсов по предметным областям.Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.