Код: УДК 004.32:37.018
Организация: ВлГУ, г. Владимир
Практика разработки и использования в учебном процессе информационных технологий показывает, что дидактические условия проектирования систем методического обеспечения являются ключевой проблемой автоматизированного обучения. Информационная образовательная сеть (ИОС) обеспечивает совокупность информационных технологий доставки учебных материалов, интерактивного взаимодействия обучающегося и преподавателя, предоставление возможности самостоятельной работы по освоению учебного материала, оценку знаний и навыков.
Во Владимирской ИОС накоплен банк электронных учебников, функционирует система удаленного тестирования, сформированы методики обучения.
Организация автоматизированного учебного процесса должна предусматривать:
· формулировку четкой цели обучения и постановку ее перед обучающимся в виде задачи;
· возможность самостоятельного осуществления учебно-познавательной деятельности (этапы ориентировочных действий - осмысливание цели, выбор способа действий, и исполнительских действий - выполнение операций);
· осуществление контроля и оценки степени достижения поставленной цели;
· корректировки действий (возврат к изучению материала в зависимости от обнаруженных ошибок);
· создание и поддержание уровня мотивации, характеризующейся степенью интереса к процессу обучения.
На этапе ориентировочной деятельности обучающийся формирует представление об основных методах и приемах деятельности. При исполнительных действиях студент выполняет типовые действия, направленные на освоение основных навыков и умений. Этот этап должен проходить при условии самостоятельной работы обучающегося. Для организации учебного процесса необходимо обеспечить студена системой алгоритмов действий. Построение обучающего текста имеет некоторые особенности: разбиение материала на шаги; подробное пояснение каждого шага; выведение каждого шага в отдельную строку (алгоритм действий).
Такое представление информации обеспечивает обучающемуся возможность к самостоятельному усвоению материала, осуществлению самоконтроля на каждом этапе учебной деятельности. Для этого используются контрольные задания и тесты. Результаты каждого студента накапливаются в таблице наблюдений. По окончании изучения материала на основании полученных данных формируется корректировка действий, направленная на создание индивидуальной программы закрепления изученного материала.
Сущность работы преподавателя заключается в разработке содержания учебного материала, отборе содержания обучения, выработке необходимого инструментария. Эта работа начинается с определения и постановки обучения. При организации учебного процесса на базе ИОС одним из главных требований является возможность на любом этапе учебой деятельности объективно определить степень достижения цели. Эта цель состоит в том, чтобы студент умел самостоятельно решать типовые задачи, воспроизводя по памяти алгоритм действий.
Рассмотрим методику дистанционного обучения, широко используемую при заочной форме обучения, при повышении квалификации и при самообразовании (формы, при которых студент не имеет достаточной возможности обращаться к преподавателю).
Для организации дистанционного обучения посредством ИОС предлагается методика модульно-блочного обучения. Специфика предлагаемой методики состоит в том, что упор делается на самостоятельную работу учащегося с учебным материалом под частичным руководством преподавателя. Эти действия обладают большим развивающим эффектом, способствующим усвоению изучаемого материала.
Например, модульно-блочное обучение широко применяется во Владимирском политехническом колледже. Преподаватель проводит лекционные занятия, практический и лабораторные работы со всей группой одновременно. Деление на подгруппы при проведение практических занятий не предусмотрено из-за большой загрузки компьютерных классов. Поэтому обучение направленно на самостоятельную работу студентов. Преподаватель является корректирующей и контролирующей частью в учебном процессе.
Рассмотрим на примере изучения СПС Консультант Плюс использование данной методики.Теоретическая и практическая части каждого модульного элемента выполнены в стандартном виде. Порядок действий для выполнения задания подготавливаются преподавателем с подробными иллюстрациями при каждом этапе выполнения алгоритма. Это главный момент при подготовке модульного элемента. Необходимо, чтобы студент видел каждый этап решения задачи и сравнивал его со своим решением.
Контрольные задания представляют собой набор задач по каждому выполненному алгоритму. Обучающийся выполняет контрольные задания. При выполнении он может пользоваться алгоритмами в модульном элементе.
Контрольные вопросы (тесты) составлены по одному модульному элементу, если данный элемент является первым в при изучении темы. В следующих элементах контрольные вопросы составляется с учетом пройденного материала. Тест имеет выбор вариантов ответов. Преподаватель при проверке тестов, пользуется шаблоном, при этом он производит анализ усвоения материала.Данная методика применялась в колледже у студентов специальности «Правоведение». Особенности модульного блока: формулировка четкой цели; сжатый информационный материал для самостоятельного освоения; материал для самоконтроля и самооценки степени усвоения и анализ достижения поставленной цели.
При проведении практических занятий с использованием модульно-блочной технологии у преподавателя имеется больше времени на индивидуальную работу со студентами. Причем имеется возможность корректирования материала по результатам тестов модульных элементов. Преподаватель производит анализ усвоения материала и корректирует следующий модульный элемент исходя из особенностей обучающегося.При использовании модульно-блочного обучения студент планирует учебное время и количество проработанных модульных элементов. И, что немаловажно, изучение элемента проходит индивидуально, независимо от скорости изучения материала остальными студентами. Причем качество освоения материала намного выше, чем при изучении темы всей группой.
Недостатками данной методики является недостаточная база практических и контрольных заданий. Необходимо, чтобы каждый студент имел уникальный набор разноуровневых практических и контрольных задач. Это позволяет учащемуся четко рассчитывать только на свои способности, повышает уровень мотивации, развивает самоконтроль и самоанализ.Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.