Организация: Владимирский государственный университет, Владимир
Широкое применение универсальных компьютерных технологий в учебном процессе дистанционных форм обучения по различным дисциплинам радиотехнического профиля является весьма актуальной задачей. Последние 2 года на кафедре радиотехники и радиосистем
ВлГУ активно используется лицензионное программное обеспечение фирмы Agilent/Eesof – система Advanced Design System (ADS). Основное назначение этой системы – обеспечение процесса сквозного проектирования (от постановки технического задания до получения конструкции готового изделия) аналоговых и цифровых радиотехнических устройств и систем, работающих в диапазоне от низких до сверхвысоких частот. В настоящее время САПР ADS используется при выполнении лабораторных, расчетно-практических и курсовых работ по дисциплинам “Основы автоматизации проектирования РЭУ”, “Автоматизация схемотехнического проектирования”, “САПР и конструкторское проектирование”. Архитектура ADS представляет собой совокупность подсистем, отражающих практически все иерархические уровни проектирования: системный, функциональный, схемотехнический, электродинамический, конструкторский. На базе математического обеспечения системы можно с успехом изучать и исследовать практически все основные методы и алгоритмы, поддерживающих следующие виды анализа: анализ статических режимов, малосигнальный анализ в частотной области, шумовой анализ, анализ переходных процессов во временной области, спектральный анализ неавтономных и автономных нелинейных устройств, электродинамический и другие. Кроме того в ADS реализованы новейшие методы и технологии моделирования, которых нет в аналогичных САПР на российском и мировом рынках. Они ориентированы на разработку современных электронных устройств: ВЧ и СВЧ интегральных схем большой размерности, устройств обработки сложномодулированных сигналов, используемых в системах мобильной связи и реализованных на базе цифровых сигнальных процессоров (DSP). Замечательной особенностью подсистемы топологического проектирования является возможность проведения верификации физического проекта, т.е. получение характеристик схемы с учетом реальных конструктивных особенностей устройства ( паразитные корпусные элементы, геометрические размеры проводников и т. п.).
Для успешного освоения перечисленных выше курсов разработаны комплекты методических материалов в электронном виде, ориентированные как на изучение основных математических методов, используемых в современных САПР (методы Ньютона, линейного анализа в частотной области, численного интегрирования, гармонического баланса, оптимизации и т.п.) , так и на их применения для анализа типовых радиоэлектронных устройств. Для выполнения курсовых и дипломных работ и проектов разработано соответствующее методическое обеспечение, включающее в себя описание маршрутов сквозного автоматизированного проектирования конкретных классов устройств, например, усилителей, смесителей, автогенераторов и т.п., которое позволяет практически исключить обращение к экспериментальным исследованиям (что немаловажно при очень ограниченном доступе к высококачественной измерительной технике студентов эаочной и дистанционной форм обучения), а наличие мощной библиотеки микроэлектронных компонент фирм производителей (свыше 90 000 элементов) дает возможность максимально приблизить параметры проектов к реальным характеристикам. Дополнительный методический материал по системе ADS в достаточно большом объеме всегда можно получить на Web-сайте компании Agilent.
Приложения системы ADS можно рекомендовать для использования практически по всем дисциплинам радиотехнического профиля. Например, методы спектрального анализа и модели источников сигналов – в курсе “Радиотехнические цепи и сигналы”, модели функциональных блоков современных радиоприемных устройств, кодеров и декодеров речевых сигналов (стандарты CDMA, GSM, W-CDMA и др.) - в курсе “Устройства приема и обработки сигналов”, программу синтеза и анализа цифровых фильтров – в курсе “Цифровая обработка сигналов” и так далее. Таким образом, это дает возможность значительно сократить время, которое студенты тратят на освоение входных языков многочисленных специализированных программных продуктов, которые применяются сейчас при изучении практически каждого курса.Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.