Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Разработка компонентного обеспечения региональной системы повышения квалификации специалистов автомобильного транспорта

Автор:  Д.Б. Алехин, М.Ю. Баженов
Код:  УДК 681.3
Организация:  ВлГУ, Владимир

Разработка региональной системы послевузовского и дополнительного профессионального образования ведется в рамках работы по госбюджетной научно-технической программе и позволяет существенно расширить возможности учебно-консультационного центра по обучению и повышению квалификации специалистов автомобильного транспорта, функционирующего на кафедре «Автомобильный транспорт» Владимирского государственного университета. Элементами компонентного обеспечения рассматриваемой образовательной системы являются: нормативное, методическое, инструментальное обеспечение и персонал.

В качестве нормативного обеспечения разработки системы выступают: «Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов автомобильного транспорта», приказ Минтранса России №91 от 23.07.98 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте», а также рекомендации АСМАП по организации учебного процесса специалистов автомобильного транспорта.

Целью разрабатываемой образовательной системы является повышение квалификации персонала предприятий региона с минимальным отрывом от производства. Наилучшим образом этому требованию отвечает компьютерная система дистанционного образования, состоящая из центральной базы и филиалов в регионах. В соответствии со структурой системы разрабатываются остальные элементы обеспечения ее функционирования.

При традиционной системе обучения элементами методического обеспечения являются: рабочая программа, традиционное (бумажное) учебное пособие, раздаточный материал (образцы документации автотранспортного предприятия и выдержки из нормативных материалов), слайды, экзаменационные билеты.

Предлагаемое методическое обеспечение включает в себя электронное учебное пособие, инструкции по пользованию компьютерной системой обучения для слушателей и должностные инструкции персонала учебно-консультационного центра и его филиалов (центров дистанционного образования).

Основой методического обеспечения является учебное пособие. Структура разрабатываемого электронного учебного пособия включает в себя: лекционный материал, тренировочные задания и промежуточные тесты (в закрытой и открытой форме) по разделам: «Правовая подготовка», «Подвижной состав, требования к нему, поддержание его технического состояния», «Организация безопасности движения», «Коммерческая эксплуатация транспортных средств», «Финансы и управление», «Охрана труда на автомобильном транспорте», приложения с выдержками из нормативных документов и образцами документации автотранспортного предприятия, а также итоговый тест, успешное прохождение которого приравнивается к сдаче экзамена по курсу.

Инструментальное обеспечение системы – информационная структура на основе ПЭВМ и современных сетевых технологий. Центральный сервер предполагается установить в учебно-консультационном центре, классы с пользовательскими станциями – в региональных филиалах.

Одним из наиболее приемлемых вариантов реализации учебного пособия является его разработка на основе стандарта языка НТМL в системе Microsoft FrontPage 98 (или в любом другом HTML редакторе), что позволяет использовать для работы стандартное программное обеспечение, например, Microsoft Internet Explorer.

При внедрении предлагаемых новшеств изменяются условия работы персонала учебно-консультационного центра и требования к нему. Использование электронных учебных пособий позволяет значительно разгрузить преподавателя, выполняющего при такой системе в основном роль консультанта, или закрепить за ним большее количество слушателей. Одновременно повышаются требования к преподавателю, как к пользователю ПЭВМ и элементов сетевых технологий.

В ситуации дистанционного образования чрезвычайно возрастает роль индивидуальной познавательной деятельности учащегося и, как следствие, возрастает роль как собственно учебника, так и всего комплекса обучающих материалов. Таким образом, выстраивается новая схема образовательного процесса: «ученик – учебник – учитель», где роль промежуточного звена – учебника – становится ключевой во многом за счет того, что часть функций учителя перераспределяется в пользу обучающей среды. При построении модели дистанционного обучения основную информационную нагрузку несет комплекс обучающих интерактивных компьютерных материалов, включающий системы проверки и закрепления знаний и навыков, на базе которого формируется полноценная среда обучения.

Предлагаемое компонентное обеспечение позволяет существенно увеличить аудиторию учебно-консультационного центра за счет расширения охватываемой территории центрами дистанционного образования при одновременном повышении качества образования. 


Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.