Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Компьютерные информационные технологии в учебном процессе

Автор:  И.Н Аринин, А.Г Кириллов, А.А.Плеханов
Организация:  ВлГУ, г.Владимир

В настоящее время персональные компьютеры (ПК) в силу своих эксплуатационных и потребительских качеств получил повсеместное распространение. Развилось и прикладное программное обеспечение предназначенное для обработки информации в различных областях человеческой деятельности. Появилось новое понятие "информационные ресурсы", т.е. информация встала в один ряд с материальными ресурсами. Информационный ресурс реализуется через автоматизированную информационную технологию (АИТ). Целью АИТ является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, который удовлетворял бы требованиям пользователя. Методы АИТ - это методы обработки и передачи данных. Средства АИТ - это математические, программные, информационные и т.д. Отсюда следует [1] что АИТ - это целостная техническая система обеспечивающая целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта с наименьшими затратами.

Конкретные информационные технологии реализуют обработку данных при решении функциональных задач, в частности в учебном процессе.

В настоящее время упор при использовании компьютерных информационных технологий в учебном процессе делается на создание электронных учебников и организацию дистанционного обучения. Возможно и другое приложение информационных технологий где можно добиться эффекта, особенно в среде WINDOWS 9X и старше. Следует обратить внимание на применение интеллектуальных прикладных программ. В частности по дисциплинам кафедры "Автомобильный транспорт" это прежде всего статистические пакеты, табличные процессы и СУБД. В меньшей мере это касается пакетов MathCad, MathLab, AutoCAD.

Статистические пакеты (STATISTICA, SPSS и другие) позволяют решать задачи по планированию и прогнозированию, оперативному управлению, ремонту, техническому обслуживанию подвижного состава. Перечисленные задачи обсуждаются в соответствующих дисциплинах специальностей 150200 "Автомобили и автомобильное хозяйство" и 230100 "Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования".

Применение статпакетов освобождает студентов от рутинной и трудоемкой процедуры обработки данных и их графического представления при выполнение лабораторных работ, в курсовом и дипломном проектировании. Теперь можно сосредоточиться на содержательном аспекте автоматически вычисленных и разнообразно графически представленных данных.

Табличный процессор Exel позволяет студентам сосредоточится на содержательной стороне при выполнение курсового проекта по экономике а так же при выполнение экономического раздела дипломного проекта, где приходится работать с объемными таблицами содержащими большие вещественные числа.

СУБД (FoxPro, Acsess) помогают в курсовом и дипломном проектировании, позволяют вести различные справочники по подвижному составу, трудоемкости выполняемых работ, что необходимо при технологическом расчете автотранспортного предприятия или станции технического обслуживания.

Текстовый процессор (Word) следовало бы в обязательном порядке применять в курсовом и дипломном проектировании. Это создает основу для использования выше рассмотренных технологий используя механизм импорта данных.

На кафедре в учебном процессе используются отдельные модули программной системы обработки оперативной информации автотранспортного предприятия, которая функционирует на ряде предприятий области. Данная технология используется в ситуационных и деловых играх, связанных с принятием решений в процессах управления производством, управлением затратами на шины, топливо, запасные элементы.

Организация обучения студентов выпускающими кафедрами должно наиболее интенсивно позволить им освоить специфические особенности выбранной профессии. Согласно учебных планов основные специальные дисциплины изучаются в последние семестры обучения. В этот период необходимо активизировать процесс обучения с использованием нетрадиционных методов. Одним из этих методов может быть принят известный метод "Деловых игр". На кафедре автомобильный транспорт с применением указанного метода изучается дисциплина "Управление технической готовностью подвижного состава автомобильного транспорта". В лабораторном практикуме предусмотрено семь лабораторных работ, затрагивающих основные проблемные направления деятельности инженера-механика при организации производства технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей: управление периодичностью ТО и ТР, управление объемами работ ТО и ТР, управление ресурсом автомобилей, управление запасами элементов автомобилей. Причем, учитывая изменения в характере труда современного инженера и увеличения в нем доли управленческих функций, специально предусмотрены работы, отражающие финансовые результаты деятельности технической службы автотранспортных предприятий (АТП): управление затратами на топливо, управление затратами на автомобильные шины, управление затратами на ТО и ТР автомобилей. В процессе выполнения работы студенты оказываются на различных должностях организационно- производственной структуры АТП и формируют отчеты по индивидуальному заданию преподавателя в рамках тематики проводимой "Деловой игры". Отчет содержит краткую должностную инструкцию , перечень необходимых документов, схемы их формирования и движения, схему функциональных и деловых связей указанного должностного лица и схему постановки автомобиля на различные виды технических воздействий.

В процессе выполнения лабораторных работ студенты используют специальное программное обеспечение при назначении оптимальных режимов ТО и ТР автомобилей.

Анализ результатов защиты дипломных проектов студентами специализированное 150200 "Автомобили и автомобильное хозяйство" показал существенное углубление знаний выпускников по различным этапам компьютерных технологий управления: сбор, обработка и анализ информации, выработка альтернатив и принятие управленческих решений при расчетах экономических показателей предприятия.

Литература:

1.Свириденко С.С. Современные информационные технологии.-М.: Радио и связь, 1989. - 237с.

Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.