Код: УДК 004.32:37.018
Организация: ВлГУ, г. Владимир Средняя школа №36, г. Владимир
Вот уже несколько лет во Владимирском регионе функционирует информационная образовательная сеть (ИОС)[1]. В аппаратное оснащение входят сервера, средства коммуникации, вспомогательные сервера, удаленные локальные вычислительные сети. В программный методический комплекс входят электронные учебные пособия, системы тестирования. Сеть объединяет органы управления образованием, средние и высшие учебные заведения. Сеть постоянно наполняется новым содержанием. Одним из направлений развития ИОС является создание системы автоматизированного проведения предметных олимпиад среди школьников или студентов.
В докладе рассматривается традиционный подход к проведению олимпиады - на примере олимпиады по информатике - и анализируются аспекты автоматизации данного процесса.
Традиционная схема проведения олимпиады по информатике содержит следующие этапы:
1. Организационный этап: приказ управления образования о положении и сроках проведения олимпиады, определение состава участников, определение состава предметной комиссии, подготовка заданий, подготовка тестов, подготовка протоколов.
2. Проведение олимпиады: решение участниками предложенных задач, оценка решений членами жюри, разбор апелляций, разбор задач.
3. Подведение итогов: награждение победителей, определение участников следующего тура олимпиад.
В такой схеме явно не присутствует очень важный этап подготовки к олимпиаде и анализ полученной информации за время проведения. Олимпиада не оказывает широкого методического влияния на учителей и учеников, не принимавших участия в этом мероприятии. Как следствие, ежегодно имеется большое количество участников, не справившихся ни с одним предложенным заданием, и «узкая» география победителей и призеров олимпиады.
С другой стороны, с точки зрения технической обработки информации в проведении олимпиады участвуют следующие элементы: органы управления образования, средние и высшие учебные заведения, члены предметной комиссии, заявки на участие, участники олимпиады, учителя, подготовившие участников, конкурсные задания, тесты к задачам, протоколы участников.
Такое количество элементов требует системного подхода к обработке информации с привлечением технических средств. К тому же, система должна восполнить недостающие звенья традиционного подхода.
Изобразим схематически процесс организации и проведения олимпиады:Преимущества автоматизированного подхода к подготовке и проведению олимпиад по информатике:
1. автоматизированным тестированием устраняется возможность необъективной оценки работы каждого участника;
2. имена победителей олимпиад, хранимые в системе и доступные любому пользователю, являются мощным стимулом к совершенствованию участников и достижению таких успехов.
3. учителя получают информацию для подготовки учеников к олимпиаде (уровень задач, приемы решения, методики подготовки и пр.);
4. члены жюри могут автоматизировать проверку работ участников;
5. оргкомитет получает из системы необходимую документацию для поведения;
6. органы управления образования получают различный статистический анализ итогов олимпиады (по годам проведения, по составу участников, по учителям, подготовившим призеров и победителей и пр.).
Таким образом, каждая категория пользователей такой системы, используя аппаратные средства ИОС, в короткие сроки сможет поучать необходимую информацию, а также наполнять содержательную часть.
Очередным шагом в развитии системы станет проведение «виртуальных» олимпиад и различных конкурсов программистов и пользователей, что, несомненно, повысит интерес учащихся к предмету и предоставит новые возможности для реализации своих творческих способностей.
Литература:
1. Монахов М.Ю. Информационные образовательные сети. Основы теории и методика применения: Монография. – Влад., Владим. гос. ун-т, 2001. – 207c.
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.