Код: УДК 618.3
Организация: ВлГУ, г. Владимир
Главной задачей высшей школы является подготовка специалистов, способных к активной творческой деятельности и постоянному самосовершенствованию. Одним из путей решения этой задачи является создание в вузе системы методов и средств активного овладения специальностью. Главная цель такой системы – повышение качества подготовки специалиста, всестороннее развитие личности, сочетание профессионализма с высокой культурой.
В основе ее реализации – обучение без принуждения, через радость познания, на основе творческого сотрудничества преподавателя и студента и уважения к его личности. Методы обучения базируются не на монологе, а на диалоге, на развитии у студента способности к самостоятельным суждениям, умения вести научный спор.
Задачей преподавателя в этом случае является:
а) создание учебно-методической среды, находясь в которой каждый студент, опираясь на помощь преподавателя, самостоятельно и активно может достигнуть поставленной цели в отведенное время с заданным качеством;
б) обеспечение учебно-познавательного процесса;
в) поддержка и развитие интереса к специальности.
Основными принципами концепции активного овладения специальностью являются:
1. Целенаправленность подготовки в соответствии с квалификационной характеристикой специальности;
2. Опережающее обучение специальности и ее фундаментализация (цель – возбудить интерес к овладению специальностью);
3. Самостоятельность и активность студентов в овладении специальностью (через знания к профессионализму!);
4. Индивидуализация обучения на основе методов и средств овладения специальностью, которые наиболее продуктивны для студентов, способствуют развитию их творчества (программы и курсы по выбору, факультативы, НИРС, УИРС и т.д.).
Целью изучения любого курса является формирование целостной системы активных знаний и выработка умений использовать их для решения практических, профессиональных задач. Поэтому содержание курса должно включать в себя:
-
наборы вопросов (база знаний), на которые надо найти ответы (продуктивное мышление, а не просто работа памяти);
-
проблемы и задачи, которые надо решить (проблемный подход, развивает рациональные приемы умственной и практической деятельности);
-
задания, которые надо выполнить (развитие самостоятельности и творчества).
Формы овладения знаниями и умениями известны. Это: лекции, семинары, практические занятия, инженерные игры, лабораторные занятия, УИРС, НИРС, СРС и т.п. В таблице 1 приведена краткая характеристика основных видов занятий с учетом их специфики и концепции активного овладения специальностью.
Таблица 1
№ п/п |
Форма занятий |
Краткая характеристика |
1. |
Лекции |
Руководство к самостоятельной работе. Форма – проблемное изложение, как способ организации познавательной деятельности. |
2. |
Семинары |
Умение оперировать приобретенными знаниями при обсуждении той или иной проблемы. Формы – деловая игра, развернутая беседа, выступление с докладом и рефератом и т.п. |
3. |
Практические занятия |
Развитие навыков и умений решать задачи. Формирование инженерного (творческого) мышления с помощью включения «аварийных» и технологических игр, проблемного подхода. |
4. |
Инженерные игры |
Несколько групп решают самостоятельно одну и ту же задачу. Повышение уровня познавательной деятельности. |
5 |
Лабораторные работы |
Закрепление теоретических знаний и умение применить их на практике с помощью: индивидуальных заданий с элементами неожиданного, отдельных оригинальных работ, лабораторных работ по выбору и работ учебно-исследовательского характера и т.п. Овладение методами организации, подготовки и проведения эксперимента, анализ результатов. |
Активное овладение специальностью предполагает, что самостоятельная работа студентов (СРС) из вспомогательного вида работ превращается в основной и реализуется на основе модульной (тематической) системы организации и контроля. В связи с этим особое значение приобретают консультации.
Принципы организации СРС:
а) «охват» всей дисциплины системой индивидуальных заданий с элементами творчества;
б) контроль знаний и проверка их применений в виде умений и навыков;
в) методическое, информационное и материальное обеспечение ее.
Создание системы активного овладения специальностью требует разработки методов активизации работы студентов на лекциях, лабораторно-практических занятиях и т.п. с помощью компьютерных технологий, различных видов ТСО и других средств наглядности (кино, телевидение, экранная проекция, раздаточный материал, видеопособия и др.).
Примером, иллюстрирующим работу факультетов и кафедр ВлГУ по развитию новых форм и методов организации и активизации учебного процесса является их деятельность по следующим направлениям:
-
Совершенствование организации учебного процесса.
-
открытие новых специальностей и специализаций,
-
развитие многоуровневой системы подготовки кадров (в т.ч. бакалавриат и магистратура),
-
введение дисциплин по выбору,
-
рейтинговый контроль, развивающийся в университете как система,
-
различные виды тестирования, в том числе с применением ЭВМ,
-
проверка остаточных знаний,
-
модульная система построения курсов,
-
дистанционная форма обучения,
-
использование материальной базы предприятий и организаций на основе создаваемых филиалов кафедр и др.
-
Совершенствование и углубление познавательного процесса за счет:
-
Развития НИРС и УИРС;
-
создания электронных учебников и учебных пособий,
-
широкого использования современных компьютерных средств проектирования в различных областях науки и техники. Университет обладает лицензированными продуктами такого плана (Pro/ENCINEER, Solid Works, AutoCAD, MatLab и др.);
-
разработки специализированных компьютерных программ по узким вопросам в различных дисциплинах и видах занятий (в т.ч. с привлечением студентов в рамках курсового и дипломного проектирования),
-
предварительное компьютерное моделирование в лабораторном практикуме,
-
проведение лабораторных работ на ЭВМ,
-
приглашение ведущих специалистов отрасли для проведения занятий и др.
-
Индивидуализация обучения, проводимая следующими средствами:
-
переход на обучение по индивидуальным планам, расширяющееся на старших курсах,
-
индивидуализация заданий в рамках КП и УИРС,
-
выполнение КП и ДП по реальным заданиям предприятий, иногда и с практическим участием в их реализации (например, на архитектурно-строительном факультете),
-
проведение лабораторных работ в реальных условиях на материальной базе предприятий,
-
обмен студентами и аспирантами с зарубежными университетами и др.
Разным кафедрам и факультетам в различной степени доступны и используются перечисленные приемы. Широко используются компьютерные программы автоматизированного проектирования (ФИПМ, ФРЭМТ, МТФ и другие). Кафедры активно разрабатывают и свои программные продукты (ФИПМ, ФРЭМТ, ФАТ, МТФ и другие). Получают все большее распространение электронные учебники и учебные пособия (ФИПМ, ФРЭМТ) и т.д.
Все это способствует развитию творчества студентов и их познавательной деятельности, повышению интереса к будущей специальности.
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.