Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Активизация учебного процесса как основа повышения качества подготовки специалистов

Автор:  Л.Т. Сушкова
Код:  УДК 618.3
Организация:  ВлГУ, г. Владимир

 Главной задачей высшей школы является подготовка специалистов, способных к активной творческой деятельности и постоянному самосовершенствованию. Одним из путей решения этой задачи является создание в вузе системы методов и средств активного овладения специальностью. Главная цель такой системы – повышение качества подготовки специалиста, всестороннее развитие личности, сочетание профессионализма с высокой культурой.

В основе ее реализации – обучение без принуждения, через радость познания, на основе творческого сотрудничества преподавателя и студента и уважения к его личности. Методы обучения базируются не на монологе, а на диалоге, на развитии у студента способности к самостоятельным суждениям, умения вести научный спор.

Задачей преподавателя в этом случае является:

а) создание учебно-методической среды, находясь в которой каждый студент, опираясь на помощь преподавателя, самостоятельно и активно может достигнуть поставленной цели в отведенное время с заданным качеством;

б) обеспечение учебно-познавательного процесса;

в) поддержка и развитие интереса к специальности.

Основными принципами концепции активного овладения специальностью являются:

1. Целенаправленность подготовки в соответствии с квалификационной характеристикой специальности;

2. Опережающее обучение специальности и ее фундаментализация (цель – возбудить интерес к овладению специальностью);

3. Самостоятельность и активность студентов в овладении специальностью (через знания к профессионализму!);

4. Индивидуализация обучения на основе методов и средств овладения специальностью, которые наиболее продуктивны для студентов, способствуют развитию их творчества (программы и курсы по выбору, факультативы, НИРС, УИРС и т.д.).

Целью изучения любого курса является формирование целостной системы активных знаний и выработка умений использовать их для решения практических, профессиональных задач. Поэтому содержание курса должно включать в себя:

  • наборы вопросов (база знаний), на которые надо найти ответы (продуктивное мышление, а не просто работа памяти);

  • проблемы и задачи, которые надо решить (проблемный подход, развивает рациональные приемы умственной и практической деятельности);

  • задания, которые надо выполнить (развитие самостоятельности и творчества).

Формы овладения знаниями и умениями известны. Это: лекции, семинары, практические занятия, инженерные игры, лабораторные занятия, УИРС, НИРС, СРС и т.п. В таблице 1 приведена краткая характеристика основных видов занятий с учетом их специфики и концепции активного овладения специальностью.



Таблица 1


№ п/п

Форма занятий

Краткая характеристика

1.

Лекции

Руководство к самостоятельной работе.

Форма – проблемное изложение, как способ организации познавательной деятельности.

2.

Семинары

Умение оперировать приобретенными знаниями при обсуждении той или иной проблемы.

Формы – деловая игра, развернутая беседа, выступление с докладом и рефератом и т.п.

3.

Практические занятия

Развитие навыков и умений решать задачи. Формирование инженерного (творческого) мышления с помощью включения «аварийных» и технологических игр, проблемного подхода.

4.

Инженерные игры

Несколько групп решают самостоятельно одну и ту же задачу. Повышение уровня познавательной деятельности.

5

Лабораторные работы

Закрепление теоретических знаний и умение применить их на практике с помощью: индивидуальных заданий с элементами неожиданного, отдельных оригинальных работ, лабораторных работ по выбору и работ учебно-исследовательского характера и т.п. Овладение методами организации, подготовки и проведения эксперимента, анализ результатов.


Активное овладение специальностью предполагает, что самостоятельная работа студентов (СРС) из вспомогательного вида работ превращается в основной и реализуется на основе модульной (тематической) системы организации и контроля. В связи с этим особое значение приобретают консультации.

Принципы организации СРС:

а) «охват» всей дисциплины системой индивидуальных заданий с элементами творчества;

б) контроль знаний и проверка их применений в виде умений и навыков;

в) методическое, информационное и материальное обеспечение ее.

Создание системы активного овладения специальностью требует разработки методов активизации работы студентов на лекциях, лабораторно-практических занятиях и т.п. с помощью компьютерных технологий, различных видов ТСО и других средств наглядности (кино, телевидение, экранная проекция, раздаточный материал, видеопособия и др.).

Примером, иллюстрирующим работу факультетов и кафедр ВлГУ по развитию новых форм и методов организации и активизации учебного процесса является их деятельность по следующим направлениям:

  1. Совершенствование организации учебного процесса.

  • открытие новых специальностей и специализаций,

  • развитие многоуровневой системы подготовки кадров (в т.ч. бакалавриат и магистратура),

  • введение дисциплин по выбору,

  • рейтинговый контроль, развивающийся в университете как система,

  • различные виды тестирования, в том числе с применением ЭВМ,

  • проверка остаточных знаний,

  • модульная система построения курсов,

  • дистанционная форма обучения,

  • использование материальной базы предприятий и организаций на основе создаваемых филиалов кафедр и др.

  1. Совершенствование и углубление познавательного процесса за счет:

  • Развития НИРС и УИРС;

  • создания электронных учебников и учебных пособий,

  • широкого использования современных компьютерных средств проектирования в различных областях науки и техники. Университет обладает лицензированными продуктами такого плана (Pro/ENCINEER, Solid Works, AutoCAD, MatLab и др.);

  • разработки специализированных компьютерных программ по узким вопросам в различных дисциплинах и видах занятий (в т.ч. с привлечением студентов в рамках курсового и дипломного проектирования),

  • предварительное компьютерное моделирование в лабораторном практикуме,

  • проведение лабораторных работ на ЭВМ,

  • приглашение ведущих специалистов отрасли для проведения занятий и др.

  1. Индивидуализация обучения, проводимая следующими средствами:

  • переход на обучение по индивидуальным планам, расширяющееся на старших курсах,

  • индивидуализация заданий в рамках КП и УИРС,

  • выполнение КП и ДП по реальным заданиям предприятий, иногда и с практическим участием в их реализации (например, на архитектурно-строительном факультете),

  • проведение лабораторных работ в реальных условиях на материальной базе предприятий,

  • обмен студентами и аспирантами с зарубежными университетами и др.


Разным кафедрам и факультетам в различной степени доступны и используются перечисленные приемы. Широко используются компьютерные программы автоматизированного проектирования (ФИПМ, ФРЭМТ, МТФ и другие). Кафедры активно разрабатывают и свои программные продукты (ФИПМ, ФРЭМТ, ФАТ, МТФ и другие). Получают все большее распространение электронные учебники и учебные пособия (ФИПМ, ФРЭМТ) и т.д.

Все это способствует развитию творчества студентов и их познавательной деятельности, повышению интереса к будущей специальности.


Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.