Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Научно-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов учащихся

Автор:  С.М. Аракелян, И.С. Крамской, В.Г. Прокошев, Т.А. Трифонова, Е.В. Хмельницкая
Код:  УДК 378.1
Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

 В настоящее время актуальной является задача развития и поддержания у школьников интереса к научной работе, т.к. ребята, со школьной скамьи участвующие в НИР, – это будущие студенты, а затем – аспиранты и молодые ученые. Поэтому Владимирский университет, как и другие вузы, заинтересован в развитии такого комплекса непрерывного образования.

Научно-исследовательская деятельность – мощное средство развития познавательных интересов учащихся. Привлечение школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний должно обеспечить их разностороннее личностное развитие. Но как сделать НИР привлекательной для школьников, чтобы они захотели принимать в ней активное участие? Решение этой проблемы влечет за собой поиск и разработку соответствующих образовательных технологий, которые будут иметь психолого-педагогическую направленность на развитие личностных качеств учащихся. Для реализации этих задач хорошо подходит проектная методика, т.к. отдельные проекты можно объединить общей идеей и проводить их в единой системе. Именно о таком системном подходе к организации научно-исследовательской работы школьников пойдет речь далее.

В настоящее время с целью совершенствования профориентационной работы в школьной среде и для повышения ее эффективности мы разрабатываем сетевой Интернет-проект «Открытое научное общество школьников». Сайт Общества будет являться информационным пространством, в котором смогут общаться школьники и взрослые, участвуя в решении научно-технических проблем, а также для того, чтобы найти единомышленников.

На базе кафедры ФиПМ ВлГУ организован Интернет-сервер, на котором размещен сайт «Открытое научное общество школьников» (http://edu.vpti.vladimir.ru/oscs/). На сайте имеются функционирующие страницы: О нас; Библиотека; Тестирование; Информационные системы; Экология. В состав Научного общества входят три лаборатории: физическая, экологическая, информационных систем. Структура и работа лабораторий организованы по общей схеме. Руководство лаборатории (заведующий и сотрудники) выставляют на своей страничке информацию о проектах, которые ведет данная лаборатория, поддерживают связь с участниками проектов, следят за обновлением всех данных. В лабораториях, где возможны экспериментальные исследования, предполагается в перспективе создание виртуальных экспериментальных установок, позволяющих моделировать эксперимент с помощью ЭВМ. Виртуальная экспериментальная установка – система, которая, используя определенный алгоритм, позволяет получить выходные данные (результаты исследований) при изменяющихся входных параметрах. Мы не всегда имеем возможность провести прямой эксперимент, ряд экспериментов уникален, и в этом случае виртуальные экспериментальные установки будут полезны. Такая форма работы внесет игровой момент, оживит, сделает НИР реалистичнее. Членом научного общества школьников может быть любой желающий, для этого ему достаточно зарегистрироваться в одной из лабораторий. При этом каждый участник проекта получает свой пароль для входа в систему, право заполнять необходимые ему базы данных, размещать информацию о своей работе. Т.о. сайт проекта будет саморазвивающейся системой. Конечно, организаторы оставляют за собой право корректировать информацию, предлагаемую для общего пользования.

На странице О нас размещена информация о том, с какой целью создан данный сайт, как стать участником проектов. Страница Библиотека имеет несколько разделов: 1)научные работы школьников по информатике, физике, экологии; 2) литература (дополнительная информация) по научным проектам; 3) учебно-методическая литература. На странице Тестирование размещен интерактивный тест для вступительного экзамена по физике, с помощью которого любой желающий может проверить свои знания по физике. В блоке Научные проекты функционирует Экологическая лаборатория, где можно удаленно просматривать карты с нанесенной информацией об экологическом состоянии природной среды Владимирской области (загрязнение водных, воздушных бассейнов, почв, карта свалок и отходов, фенологическая карта) и стать участником одного из предлагаемых проектов. На странице «Информационные системы» размещен действующий проект «Экономический прогноз» и интерактивная установка, реализующая метод аппроксимации.

Таким образом, одним из направлений дальнейшего развития информационно-образовательных технологий может быть интеграция Интернет-проектов в Открытое научное общество школьников, на основе которого можно объединить научно-исследовательскую, воспитательную и профориентационную работу в школьной среде.


Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.