Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

К вопросу об эстетическом рассмотрении архитектурного пространства: архитектура как предмет эстетики и педагогики

Автор:  Е.Е. Бирюкова
Организация:  ВлГУ,кафедра СКиА,Владимир

Обучение студентов по специальности 2901 «Архитектура» предполагает некоторый особый подход к изучению архитектуры студентами как вида искусства и вида предметного творчества. Сущность данного подхода заключается в том, что при обучении по ряду учебных дисциплин, а именно таких как «Эстетика и архитектура» и «Практическая эстетика архитектора» для будущих специалистов, чью деятельность будет заключаться в практическом творчестве ,эстетическом преобразовании среды, целесообразно использовать проблемно-ориентированное обучение с целью расширения их взгляда на архитектуру вообще от архитектуры как вида профессиональной деятельности в области специфического вида искусства до архитектуры как особого вида преобразующего творчества человека, своеобразного вида эстетической деятельности. Эта необходимость вызвана тем, что в сферу профессионального творчества архитектора на современном этапе может быть вовлечено несравнимо большее количество феноменов материального мира, чем считалось ранее , в рамках традиционного подхода. Следовательно, проблемно-ориентированное обучение по указанным выше дисциплинам направлено на преодоление устаревшего подхода и способствует формированию у будущих специалистов более широкого взгляда на возможные сферы приложения творческих усилий.

Архитектура представляет собой особый вид освоения мира человеком, который включает в себя культурно-исторический, эстетический, материально-предметный, утилитарный аспекты. Причём формирование действительности в области архитектуры призвано обслуживать не только бытовые потребности человека, но и создавать эстетически освоенный по законам красоты мир, особое человеческое пространство, в котором пространственные и объёмные составляющие, включающие в себя и особое прочтение природного, образуют единый эстетический комплекс.

В тоже время необходимо отметить, что в большинстве исследований посвящённых архитектуре, она рассматривается прежде всего как один из видов искусства, как результат деятельности архитектора ,то есть художника работающим с особым художественным материалом. Существуют три основные точки зрения которые связывают так понимаемую архитектуру с искусством.Первая .Продукт деятельности архитектора обладает некоторой совокупностью качеств. Среди прочих на первое место можно выделить три : функциональные, эстетические( понимаемые как художественные) и утилитарно-бытовые. Художественные качества и художественная сторона деятельности архитектора не является основной. И, следовательно, архитектура может рассматриваться в качестве художественного произведения только на определённом этапе. Вторым вариантом возможного сопряжения архитектуры с эстетикой через искусство является такой способ при котором в качестве художественных и, следовательно, предельно «эстетизированных», обладающих полнотой эстетических свойств, объектов рассматриваются только единичные, уникальные здания и сооружения .Третий вариант определения архитектуры как искусства наиболее точно сформулирован Ю.Б. Боревым. «Ю.Б. Борев пишет: «Архитектура - формирование действительности по законам красоты...»(Борев:1997, 509), но то, что архитектура становится искусством «теоретически ... доказуемо лишь если художественный стиль пластических архитектурных текстов можно будет определять, анализирую формирующие его риторические фигуры. В архитектуре произведение приобретает художественность только тогда, когда с помощью тропов (риторических фигур) приобретает «стилистическую маркированность.» (Борев:1997, 510).Существуют и промежуточные , комплексные варианты анализа архитектуры как вида искусства или художественной деятельности которые сочетают приведённые выше точки зрения.

Однако у всех трёх приведённых выше точек зрения и , как следствие, у их комплексных вариантов есть слабые стороны, которые не позволяют использовать их для истолкования эстетической сущности обширной области феноменов архитектуры. Так, если архитектурные объекты плод художественной деятельности архитектора, художника особого рода, то едва ли будет правомерно говорить о наличии художественного образа любого явления архитектуры, тогда нам бы пришлось рассматривать любой город, село, промышленное предприятие как художественное произведение, что само по себе является нонсенсом. Но чем же тогда является архитектурный образ, а то ,что он есть фиксируется многими исследователями архитектуры ?

Безусловно, уникальные памятники, являющиеся продуктом архитектуры как вида искусства, могут рассматриваться как художественные произведения и , следовательно, обладать всеми присущими им характеристиками. Но катарсическая функция в архитектуре не может быть отнесена к большинству архитектурных объектов. Архитектура среды, окружения уникальных памятников не может быть отнесена к области искусства, да и ,собственно, к архитектуре вообще, если архитектурой считать только некоторый, вполне определённый вид искусства.

В тоже время целесообразно вспомнить высказывание Гегеля посвящённое архитектуре, что «... её призвание в том и заключается, чтобы над самостоятельно существующим духом... возвести внешнюю природу в качестве некоего замкнутого пространства, имеющего свой источник в самом себе и преобразованного искусством в красоту. Замкнутое пространство это больше уже не имеет своего значения внутри самого себя, а находит его в другом - в человеке и его потребностях, в целях семейной жизни, государства, культа и т.д.» (Гегель:1971, 28). Оно может быть отнесено к абсолютному большинству архитектурных объектов и в этом противоречить , в том числе, утверждению самого Гегеля приводившегося выше, рассматривающего архитектуру только в качестве художественного произведения.

Рассмотрение архитектуры только как художественной деятельности лишь на определённом этапе или , скажем, фрагменте творчества тоже умаляет её эстетическую сушность, сводя её к отдельным пластическим или изобразительным фрагментам, удачным объёмно-пространственным композициям. Такое рассмотрение само по себе сводит архитектурную форму до уровня пластической, так как именно средовой контекст делает объёмно-пространственную архитектурной, то есть такой , К. Мандоки определяет архитектуру как «прожитую и проживаемую межтелесную пространственность» (Мандоки : 1999). Именно признак связи с окружающей средой во главу угла ставит М Хайдеггер в работе «Исток художественного творения» характеризуя существенную сторону архитектуры.

Главным в архитектуре и , с большой долей уверенности можно сказать , тем , что делает архитектуру архитектурой нужно считать не отдельные удачные самоценные, самодоминирующие фрагменты архитектурной среды , пусть и допускающие своё выделение из неё без существенного ущерба для своих художественных достоинств, а архитектурную среду, пространство которое архитектура собой насыщает и наполняет, и сама, именно в силу этого становится архитектурой в отличии от ряда пластических искусств. Архитектурный объект становится архитектурным так как может не просто быть рассмотрен в контексте архитектурной среды, а не разрушить её, слиться с ней. То есть, фактически, сам стать архитектурной средой. В противном случае он ничем не отличим от произведения пластического искусства.

Подобные рассуждения можно привести и в отношении утверждения, что архитектура как вид искусства реализуется только на стадии проекта. Каковы бы ни были художественные достоинства архитектурно-градостроительной графики она становится художественной деятельностью не в силу своей самодовлеющей самостоятельности, как скажем живопись или графика, а в силу того, что за ней скрывается некоторый второй этап, о-веществление, его возможность , хотя бы виртуальная.

Возвращаясь ещё к одной точке зрения, а именно ,что стилистическая маркированность, сложившийся язык архитектурных форм и художественный стиль пластических архитектурных текстов позволяет теоретически доказать, что архитектура является искусством. Необходимо сделать замечание, что авторы , отстаивающие эту точку зрения не отрицают, что «формирование действительности» (Борев:1997,509) если не удаётся доказать её принадлежность искусству, будет обязательно лишено эстетической компоненты или эта компонента будет малозначительна. Интресны в этом плане рассуждения Г.Ю. Сомова (Сомов:1990) в исследовании А.Г.Раппопорта и Г.Ю.Сомова «Форма в архитектуре: проблемы теории и методологии». Г.Ю. Сомов отделяет понятие «художественный образ в архитектуре» от понятия «красота в архитектуре». Фактически этим он разводит архитектуру как вид искусства и архитектуру как вид человеческой деятельности, направленный на порождение окружающей среды, отводя первой не основную , а второстепенную роль по отношению ко второй. Таким образом «архитектурная форма» (в терминологии Г.Ю.Сомова) может обладать «красотой» и при этом не принадлежать к архитектуре как виду искусства, не являться художественным произведением. Художественное формообразование в архитектуре по мнению Г.Ю.Сомова это лишь малая толика архитектурного формообразования вообще без сомнения обладающего своей красотой,.

Рассмотрение архитектуры только как вида искусства или шире, только как результата и продукта художественной деятельности, безусловно однобоко, так как волей неволей обрекает как исследователя архитектуры так и преподавателя, рассматривающего архитектуру в комплексе дисциплин по специальности 2901 «Архитектура» на выделение объекта своего научного или педагогического интереса из других рядоположенных образований и явлений, отделение от которых, устранение контекста которых меняет сущностное содержание самого объекта.

Литература.

1.Борев:1997 Борев Ю.Б. Эстетика . В 2-х т.. 5- е изд, дополненное-Смоленск: Русич , 1997

2.Гегель:1971 Гегель И.Г. Эстетика . М., 1971 т.3

3.Мандоки:1999 Мандоки К. От культового к виртуальному городу : эстетический семиосиз великого Мехико-Теночитлана // Семиотика пространства:Сб.науч.тр. Международ ассоц. семиотики пространства /Под ред. А.А. Барабанова . Екатерибург : Архитектон , 1999

4.Сомов:1990 Сомов Г.Ю. Проблемы теории архитектурной формы // Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре : Проблемы теории и методологии / ВНИИ теории архитектуры и градостроительства . -М.: Стройиздат , 1990


Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.