Код: УДК 37.01:014.544
Организация: Владимирский государственный университет, г. Владимир
В связи с широким применением новых информационных технологий в сфере производства и управления особое значение приобретает развитие и укрепление кадрового потенциала, имеющего современный уровень подготовки в этой области.
Ситуация, сложившаяся на рынке труда Владимирской области и других регионов, показывает, что большинство предприятий и организаций промышленной, финансовой, социальной, административной и других сфер ощущают потребность в квалифицированных кадрах, имеющих базовое образование в областиуправления и информатики. Опыт предприятий и организаций Владимирского региона свидетельствует, что решить эту проблему традиционными методами, в том числе за счет приема молодых специалистов, оканчивающих вузы, в полной мере не удается.
Эффективным подходом к решению данной проблемы является подготовка специалистов на базе среднего специального образования или переподготовки лиц с высшим образованием по новой специальности, необходимой предприятию или учреждению.
При этом необходимо учитывать специфику региона, где реализуются эти формы. Например, особенностью Владимирской области является то, что основной промышленный потенциал (более 70%) находится в районах области, а не в областном центре, где расположен основной вуз - ВлГУ, осуществляющий подготовку специалистов. Учитывая это, можно констатировать, что наиболее эффективной организацией учебного процесса в этих условиях является очно-заочная форма с использованием дистанционных технологий.
Как показывает практика организации послевузовского и дополнительного образования, учебный процесс в данном случае требует своих особых методик преподавания, методического и информационного обеспечения, то есть не является прямой копией очного или заочного обучения.
Ниже приводится структура учебно-методического комплекса (УМК) для обеспечения послевузовского и дополнительного образования в области информационных технологий, включающая следующие блоки:
-
Блок установочных и управленческих материалов (в основном служебного назначения) - включает различные инструкции и указания участникам учебного процесса, распорядительные и финансовые документы в виде стандартов, постановлений Минобразования; кадровый управленческий подблок.
-
Организационно-методический блок - содержит комплект учебных планов и рабочих программ по каждому из направлений; структуры применяемых традиционных и новых методов обучения, использующих дистанционные и сетевые технологии, компьютерные обучающие программы, методический материал для организации информационных образовательных сетей.
Информационно-справочный блок - включает учебники и учебные пособия на твердых носителях и в электронной форме, в том числе и многомодульные в гипертексте; изданные различными способами конспекты установочных лекций; информационные материалы по организации творческой работы по курсу; технологии создания электронных учебников и универсальных оболочек для их построения (лингвистических роботов); кэйс-поставки на магнитных носителях; банк и базы знаний, сформированные на уровнях факультета и университета.
Блок контроля успеваемости и эффективности учебного процесса содержит методические рекомендации, разъяснения и требования, а также описания средств технологической поддержки итоговой, рубежной аттестации, текущего и оперативного контроля и самопроверки.Кроме этого блок включает системы рейтинговой оценки успеваемости, компьютерного тестирования и системы, основанные на проектно-коммуникативных методах, использующих прямой личный контакт всех участников дистанционного обучения.
Перечисленные выше блоки УМК являются основой для моделирования соответствующих подсистем информационных обучающих систем. Используемые в УМК системы дистанционного обучения дают образовательным технологиям и процессам совершенно новые высокопроизводительные интеллектуально насыщенные информационные и инструментальные средства, отвечающие потребностям и возможностям современного научно-технического прогресса.
Организационное обеспечение УМК составляет ядро блока установочных и управленческих материалов, в который входят документы, регламентирующие организационную структуру УМК, устанавливающие его состав, функции и связи между отдельными блоками.
Блок содержит перечни направлений обучения, учебных планов и рабочих программ, а также документов, предоставляемых при заключении контракта. Кроме того он включает условия контракта на подготовку специалистов на условиях полного возмещения затрат на обучение, требования к кадровому составу, обеспечивающему обучение, калькуляции затрат на обучение. Поскольку УМК ориентирован на Владимирский регион, то имеется достаточно подробный список предприятий и организаций различных форм собственности Владимирской области, в котором указаны их почтовые адреса и адреса электронной почты.
Эффективность разрабатываемого УМК в значительной степени определяется методиками, положенными в основу образовательного процесса. Информационный процесс состоит из простых и сложных операций по передаче знаний учащемуся, происходящих в ряде случаев по заранее составленным неизменным, синхронно корректируемым или автокорректируемым алгоритмам, иногда без непосредственного сиюминутного участия преподавателя, то есть в асинхронном режиме [1].
Алгоритм традиционного обучения включает ориентировочные, исполнительские, контрольные и корректировочные действия. Эти действия базируются на осознанном восприятии, понимании и запоминании. Традиционная схема обучения в процессе своего развития расширила понятие дидактического материала до развитого учебно-методического комплекса, включившего в себя кроме учебников, задачников и т.п., разнообразные технические средства обучения (ТСО), в подавляющем большинстве использующие ЭВМ.
Общение обучаемого с компьютером может включать в себя работу со специальными обучающими программами при оперативном контроле и коррекции со стороны преподавателя. Взаимодействие преподавателя с компьютером может состоять в написании преподавателем электронных учебников, тестов, контролирующих и обучающих программ, анализа готовых информационных источников, обучающих программ, выборе лучших из них по каким-либо критериям.
Основной задачей обучающей системы послевузовского и дополнительного образования является эффективная передача знаний в зависимости от степени подготовленности пользователей и их способности усваивать получаемую информацию. Оценка уровня подготовленности пользователя осуществляется в обратных связях учебного процесса и реализуется посредством контролирующих подсистем.
Выбор средств обученияопределяетсяпреподавателем, исходя из поставленной дидактической задачи. В системе автоматизированного обучения на базе ИОС ВлГУ они представлены программными средствами учебного назначения: электронными учебниками, практикумами, тестирующими программами и пр.
Для обеспечения педагогической эффективности формируемого пакета методик обучения, входящего в состав разрабатываемого УМК необходимо, чтобы он отвечал соответствующим принципам классической дидактики (учитывая специфику организации процесса послевузовского и дополнительного образования) и использовал новейшие технические средства и ИТ для доставки информации и учебных материалов непосредственно потребителю, независимо от его местопребывания.
Особое внимание необходимо уделять методам и инструментальным средствам для создания интерактивных обучающих сред на основе опыта, накопленного при создании компьютерных обучающих программ предыдущего поколения. Обучаемому такие среды должны предоставлять обучение высокой степени интерактивности и возможность следовать индивидуальной программе обучения. В условиях техногенной цивилизации этим требованиям отвечает система дистанционного обучения (ДО) [2], являющаяся конкурентоспособной, неотъемлемой частью образовательного пространства.
Таким образом, среди важнейших компонент организации процесса послевузовского и дополнительного обучения необходимо выделить особое планирование учебного процесса и его организационно-методическое обеспечение средствами УМК, высокую степень интерактивности, использование новейших инструментальных и технических средств доставки информации.
Литература:
-
Монахов М.Ю. Информационные образовательные сети. Основы теории и методика применения: Монография / Под науч. ред. проф. А.В. Кострова; Владим. гос. ун-т. Владимир, 2001.- 207с.
-
Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России, 1994, № 3. - С. 10 - 12.
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.