Код: УДК
Организация: Владимирский государственный университет, город Владимир
В практике высшей школы в последнее время при приеме и обучении иностранных граждан большое распространение получил метод тестирования по русскому языку как иностранному. Этому способствует и тот факт, что в связи с распадом СССР в российские вузы увеличился приток студентов из ближнего зарубежья для которых русский язык является иностранным.
Интеграционные процессы в области языковой политики, происходящие в последнее время в мире, выдвинули перед нашей страной задачу установления общих уровней владения для одного языка в разных странах и для разных языков в одной стран, что дает возможность создать основу для обеспечения международного признания языковых сертификатов, эквивалентности академических дипломов.
В настоящее время создана Российская государственная система тестирования, которая предусматривает следующие уровни владения русским языком как иностранным: 1. Элементарный . 2. Базовый. 3. Первый (уровень абитуриента). 4. Второй (уровень бакалавра-нефилолога). 5. Третий (уровень бакалавра-филолога). 6. Четвертый (уровень филолога – выпускника аспирантуры).
Ряд коллективов ведущих вузов страны (МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета и др.) разработали систему уровней владения русским языком как иностранным, далее лингвометодическое описание данных уровней в форме государственных образовательных стандартов, а так же создали соответствующую систему тестирования. Тест общего владения языком состоит из пяти субтестов: 1. Лексика. Грамматика. 2. Чтение. 3. Аудирование. 4. Письмо. 5. Говорение.
Цель тестирования – проведение единого унифицированного независимого стандартизированного контроля с целью выявления того или иного уровня сформированности коммуникативной компетенции иностранных граждан.
Главная проблема обучения русскому языку как иностранному – повышение его эффективности. Тесты предусматривают повышенный уровень эффективности, экономичности и проверяемости, поэтому имеют бесспорное преимущество. Они лишены субъективного фактора, который присутствует при традиционном опросе.
Тестирование есть психодиагностическая процедура, и тестор берет на себя ряд обязательств, вытекающих из морально - этического кодекса преподавателя - тестора, а именно: соблюдение благополучия испытуемого, ответственность, в основе которого лежит объективность, честность, моральный и правовой статус, корректность, сдержанность, конфиденциальность (неразглашение результатов тестирования), истинная интерпретация теста и т.д.
Преподаватель – тестор должен иметь четкую методику проведения тестирования, а именно: список тестируемых с указанием уровня проверки, строгий сценарий; тестор должен дать вводную информацию, кратко ответить на вопросы тестируемых; куратор – лаборант раздает тесты, и преподаватель предупреждает студентов, чтобы они не открывали их до начала тестирования; необходимо убедиться, что тесты получили все. Студенты должны познакомиться с вводными инструкциями и правилами заполнения; они должны знать, как правильно исправить ошибку. Преподавателю нужно вести протокол времени и за десять минут до конца тестирования напомнить студентам об этом. Если 75-80% тестируемых не закончили работу, необходимо дать еще десять минут дополнительного времени.
Для всех уровней общего владения русским языком как иностранным остаются во многом неизменными темы общения. Иностранный учащийся должен уметь ориентироваться и реализовывать коммуникативные задачи в следующих социально и психологически значимых ситуациях общения:
-
в социально-бытовой сфере – при обеспечении личных потребностей, регулировании межличностных отношений (почта, магазин, банк, поликлиника, кафе ,транспорт и т.д.);
-
в социально-культурной сфере – при удовлетворении своих эстетических и познавательных потребностей (музей, библиотека, театр, концертный зал, выставка);
-
в административно-правовой сфере – при решении социально-бытовых вопросов.
Прежде чем выходить на контрольное тестирование, необходимо организовать специальные занятия для подготовки к сдаче тестов. Такого рода тренировочные занятия позволяют не только снять ряд психологических трудностей, возникающих у учащихся, но и помогают им усвоить необходимые навыки работы с тестовыми материалами. Подготовка ставит своей целью систематизировать имеющиеся знания и активизировать языковые умения и навыки.
Использование современных тестовых методик позволяет вести корректное сопоставление результатов обучения языку, проводимого в разных формах и условиях.
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.