Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Активные методы проведения практических занятий в системе повышения квалификации

Автор:  З.Н. Зыкова, А.А. Зыков
Код:  УДК
Организация:  Владимирский государственный университет, город Владимир

Идея непрерывного обновления знаний в течение жизни человека высказывалась еще древними мыслителями, но в наше время она получила новое развитие, а именно: ограничение понятия непрерывного образования целенаправленным обучением в специальных учебных заведениях, а также самообразованием, что позволит отделить его от неорганизованного изменения и пополнения знаний человека на протяжении всей его жизни.

Такая концепция требует создания общей системы педагогики, отражающей специфику учебного процесса в системе повышения квалификации, которая определяется прежде всего составом слушателей и краткосрочностью их обучения и тем, что слушатели системы повышения квалификации, как правило, уже имеют законченное высшее или среднее специальное образование, богатый производственный и жизненный опыт, поэтому сообщаемые им сведения не являются для них полностью новыми. Здесь идет речь скорее о дополнении уже имеющихся знаний и изменении сложившихся представлений и навыков.

Таким образом, при повышении квалификации необходимо: передать слушателям сведения, важные для их производственной деятельности; обеспечить принятие учебной информации; стимулировать использование этой информации; отработать и закрепить практические навыки в применении новых знаний.

Успешное выполнение этих требований возможно лишь при коренной перестройке традиционного учебного процесса. Особая роль при этом отводится так называемым «активным методам» обучения, к числу которых, в первую очередь, относятся проведение деловых игр (ДИ) и разбор конкретных производственных ситуаций (КС).

Актуальность этих методов в последнее время объясняется тем, что они позволяют вести обучение в обстановке, максимально приближенной к реальной жизни. ДИ и КС увязывают теоретический материал с практической деятельностью, что особенно важно для слушателей, пришедших с производства. Оба эти метода имеют много общего. В их основе лежит поиск оптимальных решений многовариантных задач, возникающих при управлении хозяйственными подразделениями всех уровней. При этом сами задачи могут быть относительно простыми – «одношаговыми» или сложными – «многошаговыми», связанными с необходимостью сбора дополнительной информации.

При проведении ДИ и разборе КС слушателям приходится пользоваться как формальными (связанными с построением и обсчетом математических моделей), так и неформальными методами поиска наилучших вариантов решений. Удельный вес этих методов на каждом их занятий зависит от специфики исследуемой задачи. Так, при рассмотрении правовых вопросов чаще всего бывает достаточным ограничиться словесным обсуждением проблемы, в то время как при определении оптимального производственного плана приходится выполнять достаточно сложные расчеты. Однако в любом случае расчеты, какими бы тщательными и трудоемкими они не были, поставляют лишь исходный материал. Окончательное же решение вырабатывается путем коллективного обсуждения, в котором, наряду с результатами вычислений, принимаются во внимание и факты, не учтенные в математической модели данной ситуации. Такой порядок организации занятий отражает реальную хозяйственную практику и полностью соответствует методологии исследований операций. Принимая участие в ДИ и разборе КС, слушатели учатся там, где это необходимо, количественно обосновывать свои предложения, что особенно важно для современных специалистов и руководителей всех уровней.

Различие же между разбором КС и ДИ, как формами практических занятий, определяется прежде всего, сложностью рассматриваемых вопросов, их информационным обеспечением (степенью неопределенности исходных данных) и хозяйственным уровнем, на котором они возникают.

К рассмотрении КС относят обычно решение относительно простой – «одношаговой» производственной задачи, для которой вся необходимая информация либо задана, либо может быть собрана и полностью обработана за одно-два занятия. Само решение ведется по более или менее четким алгоритмам, а варианты ответов отличаются в основном за счет расхождения в исходных данных, закладываемых отдельными участниками. Все слушатели считаются равноправными исполнителями.

При проведении учебной ДИ, рассматривается совокупность задач, подчиненных общей цели. Выработка окончательного решения при этом связана с последовательным уточнением параметров, получаемых на отдельных этапах, сбором и переработкой дополнительной информации. Между слушателями производится распределение ролей-должностей, чем достигается большая имитация реальной производственной деятельности. Благодаря такому разделению, интересы отдельных участников могут приходить в столкновение, в результате чего возникает необходимость в поэтапной выработке единых согласованных мнений. В этом и заключается собственно игровой элемент занятия. Естественно, что предусмотреть заранее все варианты согласования практически невозможно, поэтому в играх приобретают большое значение неформальные методы принятия решений. Однако и при этом слушатели должны по возможности обосновывать свои точки зрения соответствующими расчетами. Тогда окончательное компромиссное решение может рассматриваться как оптимальное.

Из сказанного следует, что между ДИ и КС существуют не только количественные, но и качественные отличия. Однако, в принципе каждый этап ДИ можно рассматривать как самостоятельную производственную ситуацию, а из любой ситуации сделать фрагмент ДИ. Это положение необходимо учитывать при составлении соответствующих методических указаний.

Анализ условий обучения на предприятиях отрасли показывает, что в настоящее время наиболее целесообразным видом практических занятий здесь является разбор КС.

Учебные КС можно классифицировать по следующим признакам: по степени сложности рассматриваемых производственных задач и применяемым в зависимости от этого методам решения; по этапам принятия решения; по иерархическому уровню исследуемой системы (одна и та же ситуация оценивается по-разному высшим, средним и низшим руководством цеха, предприятия, объединения или министерства); по предметному содержанию задачи (одна и та же ситуация будет рассматриваться по-разному с позиций различных специальностей: как технологическая, оперативно-управленческая, экономическая, правовая и т.д.); по способу проведения занятия (определяемому в основном соотношением качественных и количественных методов решения задачи).

Учебные цели, которые ставятся перед практическими занятиями, проводимыми методом рассмотрения КС, заключаются в следующем: дать возможность слушателям самостоятельно решить предложенную задачу известными им способами и при последующем обсуждении показать, что данную задачу можно решить различными методами; кажущиеся очевидными, а подчас и единственными, решения чаще всего оказываются совсем не таковыми и даже не лучшими; методы и результаты решения зависят от выбора конечной цели и составе исходных данных. Сопоставить результаты, получаемые при традиционных и рекомендуемых способах решения, установить эффективность последних, возможность и границы их применения на практике. Убедить слушателей в реальности и целесообразности предлагаемых методов. Отработать со слушателями определенные подходы к решению типовых производственных задач. Опробовать их на конкретных примерах для закрепления приобретенных навыков.


Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.