Код: УДК 6.81
Организация: А.Г. Илюхин, С.А. Сбитнев
Значение практических занятий, как составной части учебного процесса по электротехническим дисциплинам определяется целями, которые сводятся к следующему:
- закреплению знаний теоретического материала изучаемого предмета;
- выработке навыков выполнения электротехнических расчетов;
- составления конспекта, содержащего набор правильно решенных задач по каждой теме изучаемой дисциплины;
- осуществление регулярного контроля за работой студентов для получения информации о результатах обучения.
Методика проведения практических занятий и связанная с ней методика контроля должны быть такими, чтобы самой постановкой учебного процесса каждый студент был вынужден стремиться к овладению знаниями предмета в течении всего семестра.
Традиционная форма проведения практических занятий содержит два обязательных элемента обучения – обучение студентов преподавателем и самостоятельная работа их в аудитории. Преподаватель должен развить в студентах навыки решения электротехнических задач, провести квалифицированный анализ решений, их результатов и дать образцы правильной формы и порядка записей. Самостоятельная работа студентов в аудитории необходима для закрепления полученных ими от преподавателя знаний, ясного понимания теории и выработки расчетных навыков.
При традиционной форме практических занятий уровень подготовки и работы студентов на занятиях проявляется довольно наглядно. Однако, объективный контроль работы каждого студента на каждом занятии все же затруднен, что не мобилизует студентов на непрерывное овладение знаний каждой из тем изучаемой дисциплины. Если студент не получает таких знаний на аудиторных занятиях, то по темам дисциплины, неохваченным домашними расчетными заданиями и лабораторными работами он не получит их до момента подготовки к курсовым экзаменам, что из-за большого объема не понятного ранее учебного материала часто не под силу не только нерадивым, но и добросовестным студентам.
Эпизодическое проведение контрольных работ или зачетов по пройденному материалу не всегда оказывается достаточным. Поэтому актуальным является применение такой методики проведения занятий, основным элементом которой является самостоятельная работа студентов по расписанию под руководством преподавателя по индивидуальным заданиям.
Формы применения метода индивидуальных контрольных работ такова. На большой части занятия, осуществляется обучение студентов путем разбора решения характерных задач изучаемой темы преподавателем на доске. По окончании этой части занятия каждому студенту выдается индивидуальная задача по теме занятия. Она должна быть решена в числах, либо до функции с численными коэффициентами. Контролируется, как правило, только правильность ответа, причем, что очень важно, непосредственно во время занятия. Число вариантов задач, очевидно, должно быть не меньше числа студентов в группе.
Усвоение основ расчетных навыков на занятиях не снимает необходимости углубленного рассмотрения материала и решения более сложных задач. Поэтому при проведении индивидуальных контрольных работ сохраняются в полной мере домашние расчетные задания.
Решение индивидуальных задач учитывается, как обязательная часть работы студента при оценке его текущей успеваемости, а также при получении зачета. Данный метод позволяет совместить на занятиях интенсивное обучение студентов преподавателем с контролируемой самостоятельной работой студентов, способствует выработке навыков решения задач по большинству тем в течение семестра, создает у студентов более ответственное отношение к изучению предмета в целом, стимулирует работу отстающих студентов.
Контроль работы студентов, осуществляемой в присутствии преподавателя, в целом оказывается более эффективным, что в сочетании с индивидуализацией работы, исключает несамостоятельный характер ее выполнения, отражает истинный уровень знаний студентов в момент его выполнения.
По результатам контрольных работ преподаватель с первых недель семестра получает представление об уровне знаний и отношении к работе каждого студента. С другой стороны студент, наглядно видящий свое отставание от товарищей и накопление подлежащих сдаче задолженностей, сам начинает относиться к делу более серьезно и стремится выправить положение независимо от воздействия преподавателя или деканата.
От преподавателя здесь не требуется значительного труда или затрат времени на текущий контроль результатов обучения. Основные затраты труда преподавателя, и немалые, оказываются отнесенными к стадии подготовки занятия – к составлению и решению большого числа задач по каждой из тем дисциплины. Однако этот труд в полной мере оправдывается несомненным повышением эффективности обучения.
Литература:
1. Комлянский А.Е. Методика преподавания теоретических основ электротехники. – М.: Высш. школа, 1975.-143с.
2. Фрумкин А.Л. Методическая разработка по курсу «Теоретические основы электротехники». – М.: МЭИ, 1979.-46с.
Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М.: Просвещение, 1987.-192с.Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.