Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Стиль в народной архитектуре.(К вопросу о возможности использовании продуктов народного творчества в качестве иллюстративной базы в курсе «Практическая эстетика архитектора».)

Автор:  Малькова Ж.Г.
Организация:  ВлГУ, кафедра СКиА, г.Владимир

Проблемно-ориентированное обучение студентов -архитекторов требует расширения иллюстративной базы по ряду теоретических дисциплин изучающих теоретические и практические аспекты художественного творчества архитектора . Вопросы стиля в курсе «Практическая эстетика архитектора» как правило рассматриваются на примерах профессиональной деятельности архитекторов различных эпох, стилей и направлений. Но , необходимо заметить, что они могут рассматриваться не только на примерах архитектуры как вида искусства , но и на примере архитектуры как вида художественного творчества, архитектурного «фольклора». В частности на материалах обследования сельских поселений ряда регионов Владимирской области, что имеет не только дидактическое значение, но и воспитательно-патриотическое. Позволяет опираться на конкретные, «осязаемые» примеры. Использовать материала Ознакомительной и пленерной практики.

Оценивая в целом всю совокупность разнообразия способов эстетического освоения действительности сельским человеком , нельзя не отметить стилистического единства всех форм , окружающих его. Здесь стоит подробнее рассмотреть значение термина «стиль». Само слово «стиль» происходит от греческого названия инструмента «stylos» - заостренного стержня , применявшегося в древности для письма. Так и сам стиль , словно заостренный стержень , пронзает и организует все стороны эстетической реальности. Под стилем понимается совокупность черт , близость выразительных художественных приемов и средств , обуславливающих собой единство какого-нибудь направления в творчестве . Можно говорить о национальном , архитектурном , художественном стиле.

Архитектурный стиль с точки зрения эстетики представляет собой совокупность основных черт и признаков архитектуры данного времени и данного народа ,проявляющихся в особенностях ее функциональной , конструктивной и художественной сторон. К нему могут быть отнесены характерные для данного времени примеры построения планов и объемных композиций зданий , используемые строительные материалы и конструкции , а так же типичные формы и мотивы художественной отделки.

Если стиль в целом может быть определён как некоторое единство в разнообразии произведений , то стилевое единство понимается как соподчиненность всех элементов единой эстетической целостности . Причем можно говорить не только о стилевом единстве какого- то отдельного произведения , но и о стилевом единстве охватывающем сразу несколько областей эстетического освоения действительности. Стиль может быть определён и как внешняя , выразительная форма , дающая целостность какому-либо явлению.

Термин «стиль» широко используется в искусствоведении , литературоведении , лингвистике , культурологии и эстетике. Существует множество узких понятий таких как «стиль в моде» , «стиль в работе» , «стиль общения» и т.п. Таким образом стиль в своем многообразии предстает и как качество определенной культуры , отличающее ее от всякой другой .

Исследуя структуру стиля Ю.Б. Борев в «Эстетике» выделил несколько его слоев , где прослеживается стилистическая общность как на культурно-историческом уровне , так и на уровне отдельного произведения.

1). Глубинный «порождающий» слой стиля обусловлен «прафеноменом» культуры (тематическая и интонационная общность ) , позволяющим понять процесс образования и бытия стиля как в истории культуры , так и в отдельном произведении.

2). Второй стилевой слой отражает национальные стилевые особенности культуры .Здесь региональная стилистическая общность (единый тематический и интонационно-ритмический фон) обретает содержательную конкретизацию , опирающуюся на жизненный опыт данного народа

3). Третий стилевой слой - национально-стадиальный стиль ( национальный стиль народа , находящегося на определенном этапе историко-культурного развития .

4). Исторически более поздний - четвертый слой стиля , общность внутри каждого из соперничающих художественных направлений. Художественный процесс исторически усложняется: происходит членения на разные направления и внутри каждого складывается стилистическая общность.

5). Пятый уровень стилистической общности , индивидуальный стиль художника , отражающий особенности его художественного мышления.

6). Индивидуальный художественный стиль членится и обретает новую , шестую степень общности - возникает стиль периода творчества.)

7).Седьмым уровнем стилистической общности становится стиль произведения».

8). Стиль элемента произведения, обеспечивающий стыковку его разнородных элементов в единое целое.

Безусловно ,что выделенная Боревым Ю.Б. структура эстетического стиля имеет место и в конкретных архитектурных сооружениях сельских поселений. В частности возможно проследить эту структуру на конкретном примере обследованных сельских поселений Владимирской области Суздальского , Камешковского , Юрьев-Польского и Гусь - Хрустального районов Владимирской области..

Для обследованных поселений «глубинным» стилевым слоем будет являться стилевая общность всей праславянской культуры и даже более того , культуры индоариев. Это подтверждается археологическими данными в частности приведёнными в работах Б.А.Рыбакова.

Второй стилевой слой безусловно нашел свое отражение в русских национальных особенностях стиля , который пронизывает всю русскую культуру в целом и проявляется через категорию «мироотношение», понимаемого как форма жизненной ориентации личности и некоторая форма самоорганизации культуры.То есть национальный стиль опирается на жизненный культурно-исторический опыт народа , его мироощущение , мировоззрение , мироотношение. О наличии этого слоя говорят материалы обследования сельских поселений Владимирской области, позволяющие выделить несколько национально-стадиальных стилей характерных в целом для русской архитектуры XIX-XX веков. Национально-стадиальным стилем может считаться так же стиль , который присущ какой либо локально-этнографической группе , например «Владимирскому ополью» или отдельному сельскому поселению.

В каждом из периодах существуют свои стилевые общности. Так ретроспективизм включает в себя псевдоготику , неогрек , псевдобарокко , псевдорококо (1830-1860 г.г.) , модерн и неоклассицизм (1890-1900 г.г.) Интересно , что отголоски некоторых этих стилевых направлений можно встретить в декоре домов сельских поселений обследованного района. Например встречаются деревянные резные наличники с явно привнесенными элементами стиля модерн , неоклассицизм или псевдобароккальными элементами. Причем не нарушается стилистическое единство присущее народному стилю в целом. Подобный феномен можно объяснить господствующими эстетическими вкусами и приверженностью тому или иному стилевому направлению «заказчика» или «исполнителя».

Индивидуальный стиль в художественном творчестве вообще подразумевает создание автором своей стилистической общности внутри какого либо стилистического направления. Но мы имеем дело в данный момент не просто с художественным творчеством вообще а с народным изобразительным творчеством , проявляющимся в эстетической потребности украшать свое жилище в соответствии со вкусами и стилистической общностью традиционными для конкретной локально-этнографической группе. Уравнительная психология - одна из важнейших крестьянских черт. Эта черта дополняется особенностью этнических крестьянских представлений , по которым престижная цель состоит не в достижении отличия , а напротив - в достижении подобия.

Из приведённого выше следует, что вопросы стиля в курсе «Практическая эстетика архитектора» могут рассматриваться не только на примерах архитектуры как вида искусства , но и на примере архитектуры как вида художественного творчества, архитектурного «фольклора». В частности на материалах обследования сельских поселений ряда регионов Владимирской области, что имеет не только дидактическое значение, но и воспитательно-патриотическое. Позволяет опираться на конкретные, «осязаемые» примеры. Использовать материала Ознакомительной и пленерной практики. 


Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.