Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Современные подходы и информационные технологии в образовании и научной работе школьников

Автор:  А.В. Духанов, С.В. Рощин, В.Г. Прокошев, С.М. Аракелян.
Код:  УДК: 681.3.00:373.57
Организация:  Владимирский государственный университет, Владимир

В данной работе рассматривается опыт довузовской подготовки учащихся 11 класса по дисциплинам «Математическое моделирование в физике», «Современные информационные технологии», а также их исследовательская работа.

Для эффективного проведения занятий, в первую очередь, был создан специальный дисплейный зал. Его схема приведена на рисунке 1.


Данный зал рассчитан на 12 учащихся: 10 – стандартные рабочие места с видом на экран проектора, 2 – специализированные (вид на экран отсутствует, предназначено для самостоятельной работы). Рабочие места представляют собой мощные ЭВМ класса не ниже Pentium III с безопасными для здоровья мониторами (стандарт TCO 99). Проектор дает возможность использовать электронные учебные материалы (в том числе и цветные). Мощный компьютер, управляющий проектором, позволяет быстро находить необходимые преподавателю учебные материалы. Благодаря этому занятия становятся более привлекательными, эффективными и интересными. Например, изучение графики алгоритмического языка Паскаль: преподаватель показывает в среде Pascal, как нарисовать линию, затем сам результат – линия на экране. Кроме экрана и проектора в зале имеется обычная доска, которая может быть использована при необходимости.

Теперь перейдем, собственно, к самому процессу обучения.

В течение 1999-2000, 2000-2001 учебных годов производилось обучение специальных групп одной из школ г. Владимира. Контингент состоял из учащихся 11 класса с физико-математическим уклоном. Учащимся читались два курса («Математическое моделирование в физике», «Современные информационные технологии»), а также выполнялось руководство научными работами. Курсы читались молодыми квалифицированными преподавателями. Для выполнения научных работ, группа учащихся была разбита на несколько подгрупп максимум 2 человека каждая. Руководство курсовыми работами выполнялось в индивидуальном порядке.

На курсе «Математическое моделирование в физике» были прочтены основы численных методов, позволяющие составлять и реализовывать на ЭВМ математические модели физических процессов (колебательные процессы, механика и др.). Кроме того, учащиеся ознакомились с разделами физики, не входящие в школьную программу: квантовая физика, лазерная физика и др.

Курс «Современные информационные технологии» основывался на изучении офисных программ (MS Word, MS Excel) и языка программирования Pascal. Помимо базовых понятий и основ учащимся были прочитаны дополнительные разделы, в частности, объектно-ориентированное программирование.

Выше приведенные курсы читались с учетом замечаний и предложений, изложенных выше. Например, при чтении объектно-ориентированного программирования очень подробно разбирались базовые определения и свойства (объект, класс, наследование и др.). Приводились сравнительные примеры. Один из них был ориентирован на свойство «наследование» у объектов языка Pascal. Вначале учащимся напомнили, что дети похожи на родителей, т.е. они унаследовали некоторые родительские свойства. Затем им рассказывали о соответствующем свойстве объектов.

Самое интересное, по нашему мнению, среди занятий было выполнение научных работ. В каждой подгруппе научная работа была разделена на две части: теоретическая, где школьникам давалась необходимая в рамках работы теория, и практическая, где выполнялась собственно сама работа.

Согласно замечаниям и предложениям (см. выше), задача, решаемая в рамках каждой научной работы, была разбита на несколько небольших подзадач. В каждой такой подзадаче давался необходимый теоретический материал с шуточными примерами. Затем учащиеся выполняли необходимое в рамках подзадачи задание. Далее подгруппа составляла небольшой отчет по проделанной работе с теоретическим материалом объемом от одной до четырех страниц. В заключении проводилось тестирование для контроля усвоенного специализированного материала. Длительность периода решения подзадач составляла от двух до четырех недель. В завершении научной работы материалы отчетов объединялись в один документ, который представлял собой пояснительную записку, освещающий как теоретическую, так и практическую часть работы.

Такой подход позволил регулярно контролировать ход научных работ, корректировать цели работ, а также выявлять и заполнять «белые пятна» в «багаже» знаний школьников. Кроме того, предоставляется возможность имитационного моделирования процесса выполнения учащимися научных работ и их (школьников) обучения.

Эффективностью применения данного подхода можно считать высокие призовые места работ в конкурсах школы и города.

Применение новейших информационных технологий и оригинальных подходов обучения позволило значительно повысить уровень образования и воспитания школьников, а также уменьшить разницу между школьным и вузовским образованием. Тем самым у выпускников школ значительно повысились шансы поступить на престижные специальности вузов. Данные подходы дали возможность быстрой адаптации школ к современным требованиям обучения и науки, что является прочным фундаментом социально-экономического здоровья как Владимирской области, так и страны в целом.

Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.