Организация: ВлГУ, Владимир
Постановка новой цели обучения иностранным языкам - развитие коммуникативной компетенции обучаемого - потребовала переориентации как содержательных, так и технологических аспектов обучению предмету на личность обучаемого. Один из ведущих принципов обучения иностранному языку в отечественной педагогической науке и практике становится принцип активизации обучающегося, а начиная с середины 80-х годов разрабатываются идеи педагогики сотрудничества и в контексте общих положений педагогики сотрудничества развиваются идеи творческого саморазвития личности [1].
Данный принцип, являясь отражением новой образовательной философии, остается одним из основополагающих в реализации гуманистических идей в обучении иностранным языкам. Ядро гуманистической концепции воспитания составляет идея субъект - субъектного взаимодействия преподавателя и студента.
При определении понятия "гуманизм" отмечается, что оно в большей степени относиться к способу организации отношений, чем к методу или приему [2].
Личностно - деятельностный подход предполагает, что в центре обучения находиться сам студент. "Исходя из интересов последнего, его уровня знаний и умений, преподавателем определяется учебная цель занятия, а также формируется, направляется и корректируется учебная деятельность"[3].
В последнее время, все чаще вместо понятия "методика обучения" употребляется "технология обучения". Отличие педагогических технологий от методики обучения заключается, на наш взгляд в том, что педагогические технологии удастся воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса для решения тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. "Педагогическая технология, в том числе и технология обучения – это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании" [4].
К числу современных технологий обучения иностранным языкам можно отнести следующие:
1. Технологии "Языковых портфелей".
2. Технологии дистанционного обучения (компьютеризация и информа- тизация обучения).
3. Технологии модульного обучения.
4. Технология ролевой игры.
Эти технологии имеют огромный потенциал для развития творческого подхода к решению задач формирования коммуникативной компетенции, именно со стороны самого обучающегося. В них в полной мере реализуется также схема субъектно-субъектного равнопартнерского учебного сотрудничества. Данное положение выражается в следующем:
1. Для каждой технологии обучения преподавателю необходимо разработать уровни обученности, относительно сформированности лексических, грамматических, устно-речевых, письменных навыков и умений, а так же навыков аудирование и чтения.
2. Для обучающегося следует создать в соответствии с уровнями обученности систему тестов по степени нарастания их трудности.
3. Обучающийся должен в каждый конкретный момент обучения познавать на какой ступени и уровне обученности он находится и фиксировать свои успехи в отдельной тетради.
4. Для обучающегося следует создать банк проблемных ситуаций для реализации его возможностей языковой компетенции.
5. Необходимо по возможности привлекать обучающегося к созданию дидактических материалов обучения (тесты, речевые и языковые ситуации, ролевые игры и сюжеты).
Используемая литература:
1. В.И. Андреев. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казанский Государственный Университет.1998. 317с.
2. A. Clarke Mark. The tyranny of “humanism”//The Commenikative Approach to Language Teaching.- Oxford-England: Oxf. Univer. Press., 1984.-307c.
3. И.Л. Бим. Методика обучения иностранному языку как наука и проблема школьного учебника: Опыт системно-структурного описания.- М.: Русский язык; 1977.-288с.
В. И. Андреев. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казанский Государственный Университет. 1998. 21с.Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.