Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Новые подходы к управлению качеством самостоятельной работы студентов по иностранному языку

Автор:  Марычева Е.П.
Организация:  ВлГУ, Владимир

Психолого-методические научные направления определяют сегодня пути совершенствования управления самостоятельной работой студентов по иностранному языку в вузах неязыковых специальностей в соответствии с современной коммуникативной, личностной и профессиональной ориентированностью обучения иностранному языку[1].

Наиболее актуальными являются следующие положения:

1. рассмотрение управления самостоятельной работой студентов как системы взаимодействия «внешнего» и «внутреннего» управления;

2. развитие обучаемого как личности, как субъекта деятельности;

3. целенаправленное формирование у обучаемых мотивации учебной деятельности.

Эти положения современной наукой трактуются субъект-субъектных отношений преподавателя и обучающегося, разнообразием их взаимосвязей, отношений, порожденных процессом достижения целей совместной учебной деятельности [2].

Анализ самостоятельной работы студента по иностранному языку позволяет выделить два воздействия, которые имеют существенное значение для управления ею:

1. Обучаемый испытывает организующие его деятельность воздействия со стороны преподавателя, то есть воздействия внешнего характера, которые могут быть названы «внешними воздействиями».

2. Обучаемый воздействия внутреннего субъективного характера, которые могут быть названы «внутренними воздействиями».

На «внутреннее воздействие» влияет целый ряд факторов: интеллектуальное и эмоциональное состояние обучаемого, внутреннее восприятие им внешних воздействий; качество и уровень развитых у него психических познавательных процессов (внимание, воображение, мышление, память, восприятие); приобретенные способности к самоорганизации в учении; наличие у него мотивации самосовершенствования; готовность к достижению заданного результата.

Анализ характера внешних воздействий со стороны преподавателя показывает, что они редко ориентированы на психическое состояние и развитие обучаемого. Достижения психологической науки позволяют сегодня выявить новые возможности совершенствования управлением самостоятельной работой студентов.

С другой стороны развитие студента как личности, как субъекта учебной деятельности является целью и задачей вузовского обучения и самостоятельной работы по иностранному языку, в частности.

Разработка различных методических приемов в целях развития личности студента как субъекта учебной деятельности должна быть направлена в первую очередь на развитие его интеллекта и эмоциональной сферы.

Особое значение в управлении качеством самостоятельной работы придается управлению контрольным компонентом деятельности обучаемого. Преподавателем должна даваться не только оценка успешности усвоения знаний, но и оценка его личностных характеристик (сознательность, активность, волевая регуляция поведения, способность к межличностным отношениям, адаптивность к определенным ситуациям, степень инкультурации и социализации.

Под инкультурацией понимается освоение индивидуумом общечеловеческой культуры и истории сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различные эпохи.

Под социализацией имеется в виду освоение социального опыта, норм и ценностей, определяющих внутреннюю готовность человека занять место в существующем в данный момент социальном порядке.

Управление качеством самостоятельной работы может быть организовано с использованием:

1) компьютерных программ;

2) модульно-блочного обучения;

3) языковых портфелей.

Повышение эффективности управления при этом достигается благодаря использованию данных психологической науки, содействующих воплощению гуманистических принципов вузовского образования.

Используемая литература:

1. Программа по иностранным языкам для вузов неязыковых специальностей. Методические указания к программе. – М.: УМО по лингвистическому образованию, МГЛУ, - 1995.- 157 с.

2. В.Я.Ляудис. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/ Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудиса. – М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. – с 37-52. 


Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.