Организация: Владимирский государственный университет, г. Владимир
В настоящее время значение иностранного языка системе высшего профессионального образования как важнейшего элемента общей и профессиональной культуры специалиста и средства коммуникации приобрело особую актуальность. В государственных стандартах высшего образования дисциплина "иностранный язык" включена в качестве обязательной, в объеме 340 часов для всех специальностей вузов.
Открытость современного российского общества, обновление высшего профессионального образования, растущая потребность в специалистах, владеющих иностранными языками, требует существенных изменений в содержании, структуре, организации и технологии обучения иностранными языкам.
Повышение роли иностранных языков в неязыковом вузе является самым насущным вопросом, остро возникшим в связи с повышением значимости международных контактов, делового обучения, быстрого роста научно-технического прогресса. Все это приводит к увеличению потребности общества в специалистах, знающих не только свою специальность, но и владеющих иностранным языком. В этих условиях проблема интенсификации обучения иностранным языкам связывается с созданием и применением новых обучающих технологий. Одним из видов таких технологий является концептуально-техническая модель
Построение концептуально-технической модели обучения иностранным языкам в техническом вузе предполагает определенные этапы работы:
1. Создание новых образовательных технологий в целях интеграции мирового образовательного пространства.
2. Разработка методов и технологической модели интернет-учебников
3. Внедрение дистанционного обучения иностранным языкам (электронные учебники).
4. Применение компьютерных обучающих и контролирующих программ.
5. Практическое применение ролевых игр при обучении иностранным языкам.
6. Использование скоростных методов обучения иностранным языкам.
Таким образов, задачи каждого этапа ведут к достижению определенного уровня владения иностранным языком, а их реализация позволяет оптимизировать учебный процесс, придать ему целенаправленный характер, приблизив к реальным потребностям специалистов в иностранном языке.
В настоящее время акцент делается на автономный характер обучения на каждом этапе, при целостной системе школа – вуз – самостоятельная подготовка. Взаимосвязь всех этих этапов обучения дает возможность пользоваться в той или иной форме иностранным языком и обеспечивает продолжение обучения на следующем этапе.
Перспективное внедрение концептуально-технологической модели обучения иностранным языкам в учебный процесс определяется коммуникативными и познавательными потребностями специалистов соответствующего профиля, целью же при этом было и остается использовать иностранный язык практически как в производственной и научной деятельности, так для самообразования. Под коммуникативной компетенции понимается умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Соответственно языковой материал рассматривается как средство реализации речевого общения, при котором осуществляется функционально-коммуникативный подход.
В связи с поставленными целями и задачами преподавателями кафедры иностранных языков ВлГУ проводиться большая работа по разработке и внедрению в учебный процесс учебно-методической продукции:
· Языковые портфели дл отдельных специальностей;
· Авторские технологии для отдельных специальностей;
· Учебно-методические пособия для студентов по овладению способами, методами получения знания и их прагматическом (профессиональном) аспектах деятельности, что позволяет установить отношение сознательного партнерства и взаимодействия с преподавателем;
· Электронные учебники для дистанционного обучения;
· Программное обеспечение учебного процесса.
· Рабочие программы.
Таким образом, объекты интеллектуальной собственности, учебно-методическая продукция, семинары, факультативы, самостоятельная работы студентов, несомненно способствует повышению эффективности преподавания иностранных языков для специалистов инженерно-технического профиля.
Однако внедрение концептуально-технологической модели обучения откроет качественно новые возможности приобретения знаний студентами, повысит уровень мотивации обучения, приведет к интенсификации учебного процесса, благодаря оптимальному сочетанию различных форм, видов и режимов работы.
Список использованной литературы
1. Strevens P.D. Papers in language and language teaching. – 1988. – 170р.
2. Иностранные языки для студентов неязыковых специальностей / Под ред. Е.В. Мусницкой, Н.М. Тез // Применение и авторские программы для системы высшего образования. –М.: Юрист. 1998. – С. 7-17
3. Школьная технология / Под ред. Иванова А.И. М.: 2000. – 202с.
4. Е.Ф. Тарасов. Межкультурное обучение – новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. –М., 1996. – С.7-23
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.