Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Секция 5. Информационные технологии в предметном обучении (теоретический и внедренческий аспекты)

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Секция 5. Информационные технологии в предметном обучении (теоретический и внедренческий аспекты)
Секция 5. Информационные технологии в предметном обучении (теоретический и внедренческий аспекты)
Применение AutoCAD в решении задач начертательной геометрии

Основу проектирования составляет формирование геометрической модели объекта - его чертежа. При 2D технологии разработка объекта ведется путем построения плоских отображений - проекций (эпюр Монжа)
2D технология является очень популярной, теоретическую основу составляет начертательная геометрия.
По 3D – технологии геометрическое моделирование осуществляется путем оперирования пространственными объектами, а не их проекциями., полностью охватывает процесс проектирования и производства, нет необходимости в построении чертежа в общепринятом смысле.
В то же время нельзя считать, что начертательная геометрия изжила себя. В ближайшее время чертеж сохранит свою роль как «язык техники».
Нельзя расстаться с многочисленными графическими алгоритмами исследование и расчета пространственных объектов, наработанных начертательной геометрией. Экран компьютера - это плоскость и понимание геометрических закономерностей отображения на экране неизбежно приводит к начертательной геометрии. Например, высокие метрические свойства изображения составленного из ортогональных проекций, приводит к тому, что экран в процессе 3D- моделирования преобразуется в ряд видовых окон с ортогональными изображениями модели, и необходимо уметь оперировать группой проекций, знать проекционную связь.
Сложные задачи, предлагаемые в курсе начертательной геометрии, часто направлены на углубленное изучение методов начертательной геометрии и не имеют большой практической значимости. Сюда можно отнести многочисленные методы построения линии пересечения различных поверхностей. В то же время эти задачи легко решаются методами 3D моделирования. Этот факт отражает методологическую проблем, так как применение компьютерной техники позволяет быстро и точно получить результат, но при этом от пользователя скрыты красивые и интересные решения начертательной геометрии.
Оформление курсовых работ по графическим дисциплинам с использованием web- и мультимедиа-технологий

Ряд графических дисциплин учебного плана студентов программы «Информационный дизайн» направления 230200 «Информационные системы», таких как «Геометрическое моделирование», «Программирование компьютерной графики» и других, включает выполнение РГР, курсовых проектов и работ. Наряду с традиционным представлением итогового материала по данным дисциплинам в виде компьютерной презентации, студенты выполняют их в виде специализированного web-сайта и активного мультимедиа-приложения с последующей записью на лазерные диски.
Практические части соответствующих дисциплин построены с использованием информационных и сетевых технологий, позволяющих последовательно представлять ход проектирования и выполнение учебных заданий по блокам.
Для указанной поддержки студенческих работ используются технологии Flash и Dreamweaver, CMS (такие как Bitrix), программы для создания мультимедиа-приложений для демонстрации проектов.
Разработанные приложения включают в себя ссылки на информационные ресурсы сайтов сети Интернет, что позволяет расширить применение учебного материала, предоставляет возможность знакомиться с другими ресурсами по направлению выполняемых работ. Это отвечает и требованиям времени по приобретению навыков оформления проектов в учебных и профессиональных целях.
Студенты также самостоятельно создают свои методики по разработке специализированных приложений на основе таких технологий, как Flash и Dreamweaver, что может являться руководством для разработки материалов по нескольким учебным дисциплинам.
Темами таких демонстрационных приложений являются работы по дизайну интерьеров, моделированию архитектурных сооружений, геоинформационные проекты.
Применение информационных технологий в образовательном процессе по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

В соответствии со стратегией развития информационного общества в России для студентов ВлГУ, изучающих курс "Безопасность жизнедеятельности" (БЖ), кафедрой Техносферной безопасности (ТСБ) планируется расширить студенческий кругозор в сфере использования информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и внедрить в практику работы со студентами средства информационных технологий в аудиторной и внеаудиторной деятельности.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной для всех технических специальностей ВУЗа. В ней соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, природной) и защита от опасностей в обычных и экстремальных ситуациях. Целью изучения дисциплины является приобретение студентом знаний и умений, обеспечивающих безопасность во всех сферах их деятельности.
Необходимость применения новых информационных технологий в курсе БЖ обуславливается постоянным нарастанием объема учебной информации и увеличения дефицита времени, отведенного для его усвоения. Необходимо создать методически обоснованный поток информации, позволяющий лучше осознать важность вопросов безопасности в современном мире и активно включиться в процесс освоения материала.
Для этого, начиная с 2008 года, на кафедре ТСБ была начата работа по предоставлению студентам учебного материала на компьютере в модульном виде, создание электронных УМК, программных тестов для рейтинг-контроля. На сегодняшний день кафедра располагает лекционным слайд-курсом в соответствии с рабочей программой дисциплины БЖ, который используется преподавателями в мультимедийных аудиториях. На основе тестов, разработанных всем коллективом преподавателей кафедры, внедрена в учебный процесс автоматизированная система контроля знаний «Экзаменатор» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2008613805 2008г.). Она позволяет проводить защиту лабораторного практикума автономно, без участия преподавателя. Коллективом кафедры для выполнения дипломных проектов по разделу «Безопасность и экологичность» создана база современного программного обеспечения, предназначенного для решения задач в области экологической безопасности, охраны труда, проектирования средств защиты от опасных и вредных факторов на рабочих местах.
В рамках подготовки ВУЗа к переходу на стандарты третьего поколения кафедрой БЖ предусмотрено дополнение лекционного курса тренингами с анализом конкретных ситуаций (case-study) по производственному травматизму, проблемными лекциями с обсуждением и дискуссиями, учебными играми по отработке действий в чрезвычайных ситуациях.
Сегодня, когда каждый студент имеет доступ к Интернет– ресурсам, для курса БЖ на нашей кафедре создана библиотека сайтов по вопросам безопасности для расширения информационного поля, систематизации полученных знаний студента и применения их к реальным условиям. Кроме того, студенты могут воспользоваться электронной библиотекой нормативных документов кафедры ТСБ по охране труда и производственной безопасности, которая создана в результате многолетней научной работы коллективом кафедры по аттестации рабочих мест.
Электронные мультимедийные средства при изучении инженерной графики

Необходимость применения новых информационных технологий в учебном процессе связано с тем, что резко возрос объем необходимых знаний, изменились условия труда во многих отраслях и с помощью традиционных методов преподавания уже невозможно подготовить современных высокопрофессиональных специалистов. Диспропорция между возрастающими объемами знаний и сокращением часов очных занятий требуют реформирования информационно-методического обеспечения учебного процесса. От преподавателя требуется непросто передача определенных знаний, а вооружение студентов методами самостоятельного овладения ими, развитие мотивации к использованию информационных технологий. Успешное решение этой проблемы, возможно только сочетая методы активных традиционных и нетрадиционных форм проведения занятий, проверки и оценки знаний студентов. К тому же компьютерные технологии обучения способствуют повышению интереса студентов к инженерному труду и творчеству. Все это требует новых методов и способов обучения специалистов современным приемам инженерного труда, а высокая конкурентоспособность инженерных кадров в рыночных условиях возможна при квалифицированной графической подготовке и свободном общении с компьютером.
Особенностью внедрения компьютерных технологий в высшее образование является отставание методики преподавания от уровня технических решений и требований учебного процесса. При изучении предмета инженерной графики, у многих выявляются трудности в представлении пространственных фигур, и вот здесь целесообразно использовать возможности вычислительной техники, такие как, наглядность, работа с большими объемами информации, удаленный доступ. По отдельным темам предмета инженерной графики разработаны электронные мультимедийные средства обучения (слайд – лекции, презентации).
Лекции представляются чередующимися фрагментами методически обоснованной последовательности. Преподаватель во время проведения компьютерной лекции использует в основном только графическую часть подготовленного материала, "пролистывая" слайды с текстом. Графическая часть и текстовая находятся на разных слайдах, что позволяет реализовать следующие принципиальные установки: на одном слайде не должно находиться слишком много разнообразной информации; для максимальной концентрации внимания студентов на содержание материала (чертеже, модели, анимации) на экране текстовая часть практически отсутствует
(только заголовок рисунка), поскольку студенты обычно переписывают экранное сообщение; практика показала, что дублировать речь лектора показом ее на телеэкранах нежелательно.
Текстовая часть компьютерных лекций необходима для самостоятельных занятий студентов и дистанционного обучения. Просмотр компьютерных лекций по инженерной графики, выполненный в Power Point осуществляется непосредственно на экране персонального компьютера с помощью клавиш на клавиатуре. Для достижения большего динамизма и связности, смена кадров осуществляется с имитацией наплыва, вспышки и других эффектов анимации. При проведении лекций графическое сопровождение играет главную роль для понимания той или иной темы, и очень важна постепенная последовательность предлагаемого графического материала. Поэтому в разработанном конспекте лекций инструментальными средствами Power Point преподаватель с небольшими интервалами, необходимыми для успешного конспектирования темы студентами, вызывает последовательно нужный элемент чертежа. Проводятся все построения чертежа так же, как это бы выполнялось при традиционном ведении лекции с помощью мела и доски. Такое построение компьютерной лекции имеет следующие достоинства: качество визуальной информации на экране выше, чем на аудиторной доске; материал по разделам инженерной графики усваивается легче вследствие высокой наглядности лекции; темп изложения выше, чем на обычной лекции; преподаватель может легко возвратиться к предыдущему чертежу, если у кого-либо из студентов возникнет вопрос; компьютерная лекция повышает интерес и способствует развитию пространственного мышления.
Компьютерные лекции, разработанные в Power Point, приводят к существенной перестройке учебного процесса, и решается ряд важнейших задач при подготовке высококлассных специалистов. Компьютерные лекции можно использовать как презентации курсов, а записанные на компакт-диск, могут выдаваться студентам для самоподготовки, могут использоваться при дистанционном обучении. Однако их следует рассматривать как первый шаг на пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс. Необходимо создание слайдов с элементами мультипликации.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)
ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.