Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Формирование модели методической системы автоматизированного обучения в образовательной сети

Автор:  М. Ю. Монахов, Е. А. Троицкая
Код:  УДК 74.00
Организация:  ВлГУ, Владимир

Методическая система сетевого автоматизированного обучения представляет собой совокупность электронных учебных пособий, системы удаленного автоматизированного тестирования и универсальной методики обучения. Она разработана для организации процесса автоматизированного обучения во Владимирской ИОС для предметов естественно-научного цикла в рамках довузовской подготовки школьников.

Основными элементами УМК автоматизированного сетевого обучения являются: типовая задача- задача с одинаковыми компонентами, имеющими сходные цель, действия и ситуацию, аналоговая задача- типовая задача с пропущенным компонентом. С точки зрения представления учебной информации совокупность типовых и аналоговых задач по каждой теме образуют т.н.порцию учебного материала.

Единство содержания обучения, методов и форм образуют самостоятельный обучающий модуль, который является базовым методическим элементом автоматизированного сетевого обучения. Организация занятий в процессе прохождения обучающегося по этапам обучающего модуля оформлена в виде технологической карты преподавания порции материала.

Процесс обучения в ИОС характеризуется определенной системой учебных процедур, главной особенностью которых является индивидуализация обучающего воздействия на ученика. Индивидуальные особенности усвоения обучающегося на протяжении всего периода обучения фиксируются в досье обучающегося. На основании результатов вырабатывается индивидуальная стратегия для организации циклов корректировочной стабилизации( повторение на новом витке).

Универсальная базовая методика обучения позволяет разрабатывать специальные адаптированные методики с учетом целей обучения и конкретных микроусловий. Примером может служить проведение эксперимента в п. Мелехово в рамках Федеральной целевой программы информатизации сельских школ.

Основные проблемы проведения удаленных интерактивных уроков, на которых в ходе эксперимента было сосредоточено внимание можно объединить в следующие три блока:

Технический блок

- выбор наиболее рационального способа передачи данных в соответствии с географическим расположением школы;

- требования, предъявляемые к аппаратно – программному обеспечению образовательной сети;

Психолого-педагогический блок

- формирование и развитие мотивационной составляющей процесса обучения;

- изменение характера учебной деятельности школьников и учителей в связи с новыми условиями проведения занятий;

Организационно- методический блок

- организация учебно-познавательной деятельности школьников и оценка эффективности дидактического процесса;

- измерение и оценка результатов обучения (по параметру уровень обученности – Р обуч);

Учебно-методический комплекс был разработан на базе ресурсов центрального образовательного сервера ИОС. Он включал в себя:

- методическое обеспечение для проведения демонстрационных занятий;

- аппаратно- программные средства поддержки автоматизированного учебного процесса.

Педагогический коллектив, задействованный в экспериментальной акции предварительно прошел курс интенсивной подготовки во Владимирском государственном университете с выполнением зачетной курсовой работы по разработке поурочного плана проведения демонстрационных занятий применительно к своему предмету.

Результаты эксперимента позволили сделать вывод о структуре методических материалов. Она строится в соответствии с принятой моделью обучения в информационной образовательной сети и способствует созданию оптимальных условий для усвоения знаний обучающихся с учетом их индивидуальных способностей, а также позволяет вооружить преподавателей рациональными средствами управления обучением. Весь учебный материал по предмету делится на пакеты. Пакет учебных материалов должен содержать:

1. Четко структурированные обучающие тексты-эталоны (типовые задачи и/или типовые ситуации);

2. Контролирующие тексты - аналоговые задачи (не менее 10 по каждому типу);

3. Тестовый сборник, состоящий из локального теста + контрольный тест.

Технология обучения имеет цикличную структуру и состоит из двух основных блоков: блок первичного формирования системы ООД и блок корректировочной стабилизации широты и точности владения ООД.

Данная структура организации учебного процесса позволяет формировать и осуществлять непосредственно на уроке индивидуальную стратегию обучения для каждого учащегося. В основе ее лежит управление учебной деятельностью обучающегося на основе точной оценки степени сформированности у обучающегося ООД по двум основным факторам Х(знание ООД и умения применить их на практике) и Y(оценка степени автоматизации приобретенного в процессе обучения умения).

Анализ результатов эксперимента позволяет наметить пути дальнейшего совершенствования технологии обучения и методики оценки уровня обученности. В основу данного подхода положено разбиение задач в теме по принципу концентрического наращивания уровня сложности. Это позволяет каждому обучающемуся объективно оценить свои возможности в изучении данного предмета. С точки зрения управления процессом обучения открывается возможность для выработки индивидуальных систематизированных электронных курсов по предметным областям.

Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.