Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Принципы организации работы учебной компьютерной аудитории

Автор:  Жигалов И.Е., Кравченко Д.В.
Код:  УДК 621.924.93
Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Основное отличие учебной компьютерной аудитории от прочих видов компьютеризированных центров состоит в следующем: разнородный состав пользователей с точки зрения опыта работы с компьютерами и программным обеспечением; разнородный состав руководителей занятий по тем же и прочим критериям; высокая нагрузка на рабочие места и локальную сеть и др. Вопрос предварительной подготовки пользователей и руководителей занятий в учебных компьютерных классах относительно навыков работы с компьютерами, владения минимальным набором программного обеспечения, формирования этических норм, необходимых для нормальной работы в локальной и всемирной сетях, имеет безусловно важное значение.

Текущее состояние информационных технологий также предъявляет определенные требования к учебных курсам и сопутствующим процессам. Оптимальным решением был бы перевод учебных курсов, а также некоторых специальных учебных процессов (например, принятие зачетов и т.д.) полностью или частично на современные информационные технологии (в частности, Web-технологии).

Вышеуказанные проблемы будут накладывать определенные требования к организации технической стороны компьютерной аудитории. Совершенно очевидно, что подход при формировании индивидуального рабочего места ориентирован на принципиально иные условия и цели работы, нежели формирование рабочего места для учебной компьютерной аудитории. Такие требования, как: мониторинг деятельности пользователя учебного компьютерного класса; создание средств для пакетного администрирования файл-серверов; создание условий для поддержания работоспособности рабочих мест; создание средств для перевода учебных курсов на современные технологии проведения учебных занятий и т.д., требуют специализированного программного обеспечения.

Можно определить следующие проблемы, возникающие при эксплуатации учебной компьютерной аудитории:

I. Отсутствие аудио-, видеосвязи, несмотря на наличие локальной сети, приводит к тому, что традиционный учебный компьютерный класс по своим возможностям проведения занятий в нем, представляет собой просто набор изолированных персональных компьютеров, и это приводит к следующим ограничениям:

– для демонстрации работы какой-либо программы преподавателю необходимо иметь проектор и экран, либо работать по принципу “делай как я”, т.е. преподаватель говорит студентам, какие действия по управлению компьютером они должны совершить;

– при необходимости персональной помощи студенту, преподавателю требуется непосредственно подойти к учащемуся и провести объяснения на его компьютере. Это приводит к тому, что преподавателю приходится в течение занятия неоднократно покидать свое рабочее место и интенсивно перемещаться по классу.

Для решения описанной проблемы, можно составить требования к возможностям системы коммутации в учебном компьютерном классе. Эти возможности могут быть приблизительно следующими:

1. Преподаватель делает объявление в классе или что-либо говорит (его речь может транслироваться на головные телефоны всех учащихся и/или по громкоговорящей связи), при этом выполняется передача изображения экрана преподавателя на мониторы учащихся, что позволяет вести:

– изложение нового материала с использованием компьютера;

– демонстрация работы программ.

Такая возможность может быть предоставлена программным пакетом NetOp School версии 2.0. Отличительной особенностью пакета, является то, что NetOp School теперь чуть ли не единственный обучающий инструмент для сетевого класса, поддерживающий все окружения Windows, включая версии NT, 95/98, 3.1x, и NT Terminal Server. Преподаватель может переслать образ экрана своего компьютера в конкретный момент всем, нескольким или одному студенту, а также отслеживать состояние терминалов каждого из обучаемых. Среди поддерживаемых протоколов – TCP/IP, NetBios или IPX. Разработчики NetOp School также повысили скорость передачи технической информации при демонстрировании пакета AutoCAD. Функция обеспечения общего доступа к Windows Clipboard, компонент Autoscroll повышают общую производительность системы.

2. Преподаватель, работая со студентом, ведет речевую связь с ним и видит содержимое его экрана на своем мониторе, а также может управлять его клавиатурой и манипулятором, используя свою клавиатуру и манипулятор. Данная возможность позволяет преподавателю индивидуально работать со студентом, не покидая своего рабочего места.

Эта возможность может быть представлена таким программным средством, как Remote Administrator версии 2.0. Эта система удаленного управления компьютером позволяет видеть на экране преподавателя полный экран пользователя и управлять клавиатурой и мышью пользователя по локальной сети. При этом не требуется высокоскоростная сеть, а обновление экрана осуществляется со скоростью 100–500 раз в секунду, выгодно отличающее эту систему от других. Пакет Remote Administrator позволяет осуществлять передачу файлов на/от удаленного компьютера и производить его выключение, при этом система защищается паролем. Предназначен для операционных систем Win9x/NT/2000, требуемый для работы протокол –TCP/IP.

II. При эксплуатации компьютерного класса периодически происходит разрушение ПО компьютеров (студенты стирают файлы, изменяют настройки и т.д.) и перед началом занятия требуется восстановить работу ПО и подготовить его к конкретному упражнению.

Для решения этой проблемы необходимо программное обеспечение администрирования, учитывающего специфику учебной компьютерной аудитории с приблизительно следующими требованиями:

– система должна быть предельно проста в использовании и освоении;

– должна быть обеспечена максимально быстрая и автоматизированная процедура восстановления поврежденного программного обеспечения на всех компьютерах класса, а также процедура подготовки и установки программного обеспечения к конкретному занятию.

Хорошим решением может служить использование Symantec Norton Ghost Enterprise версии 7.0. Программный продукт содержит возможность установки на клиентские машины пакетов программного обеспечения. Также с его помощью возможно создание образа раздела жесткого диска, на котором установлена операционная система. Во время создания образа возможно производить его сжатие. Пакет предполагает установку специального сервера, позволяющего осуществлять загрузку и установку образов дисков по сети. Таким образом, каждый диск пользователя должен содержать логический диск с операционной системой (ОС) и диск с файлами пользователя; на сервере компьютерной аудитории должны храниться несколько образов для различных типов пользовательских жестких дисков. При необходимости производится загрузка по сети с восстановлением раздела операционной системы в пределах нескольких минут.

III. Для поддержания работоспособности рабочих мест, кроме средств оперативного восстановления операционный системы, также необходимы средства обеспечения надежного функционирования и, если возможно, элементарного самовосстановления.

IV. Весьма важной представляется проблема, связанная с хранением файлов пользователей на жестких дисках. Хотя наиболее часто используемая практика – хранение файлов на личных дискетах студентов, недостатки этого очевидны:

– повреждение файлов пользователя из-за повреждения дискет по различным причинам;

– возможность заражения ЭВМ компьютерными вирусами.

При хранении файлов пользователей в учебной компьютерной аудитории, возможны следующие неудобства:

– возможно случайное или намеренное удаление файлов другими студентами;

– использование недобросовестными студентами чужих файлов в качестве собственных;

– требуется дополнительное место на жестких дисках, которые зачастую заполнены до отказа программным обеспечением.

Использование файловых серверов в значительной степени позволяет упростить эту проблему, однако, совершенно очевидно, что в каждом конкретном случае организации учебной аудитории имеют место комбинации всех трех случаев, и в связи с этим возникают сопутствующие проблемы безопасности, являющиеся следствием культуры пользователей, в данном случае еще весьма не устоявшейся. 


Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.