Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Повышение эффективности образования в условиях ограниченного финансирования

Автор:  А.В. Духанов, С.М. Аракелян
Код:  УДК: 681.3.00:373.1
Организация:  Владимирский государственный университет, Владимир

Система образования неразрывно связана с той социально-экономической формацией, в рамках которой она сформировалась и существует. Процесс реформирования, происходящий сейчас в стране, не мог не затронуть систему образования.

Бюджетное финансирование образовательных учреждений (в том числе средних общеобразовательных школ) по сравнению с доперестроечным периодом заметно сократилось. Индексация средств (в рублевом эквиваленте), выделяемых из бюджета на нужды образовательных учреждений (ОУ), в последние годы составляет примерно 114%. Однако, с учетом социально-экономического положения в стране, инфляции и роста курса доллара, очевиден вывод о сокращении финансирования ОУ.

Как следствие, наблюдается тенденция снижения уровня образования. Такая ситуация обусловлена значительным ухудшением материально-технической базы, износом основных фондов и др.

Средства, выделяемые из Федерального бюджета на нужды ОУ, весьма ограничены. Поэтому, верно определив приоритеты при их распределении по статьям расходов, можно добиться повышения уровня образования и его качества.

В этих условиях представляется весьма целесообразным создание автоматизированной системы для поддержки принятия решений по распределению денежных средств ОУ с целью повышения качества образования. Подобные комплексы существуют в различных отраслях деятельности человека, например: в торговле, в транспорте, в сфере финансов. В отрасли образования, с ее уникальной спецификой, подобного полноценного комплекса еще нет.

Одной из основных причин отсутствия такого комплекса является проблема оценки качества образования (КО). Встречающиеся в соответствующей литературе определения, как правило, характеризуют не столько качество образования, сколько качество процесса обучения; и в соответствии с этим разработаны и опробованы методики мониторинга, контроля эффективности внутришкольного управления и проч.

Оценка качества образования в целом - одна из сложнейших проблем российского образования. Традиционно и официально используемая система оценки не опирается на объективные методы педагогических или статистических измерений, поэтому «качество» трактуется сегодня достаточно произвольно. Приведем здесь определение КО, наиболее полно отражающее суть данного феномена.

Качество образования (по определению Кальней В.А. и Шишова С.Е.) - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенции обучающейся молодежи.

Удобнее всего, на наш взгляд, оценивать качество образования с точки зрения результативности данного процесса. Именно этот вариант позволит использовать количественные характеристики при оценке качества.

Учитывая приведенное выше определение качества образования и рекомендации специалистов в области образования, можем определить критерии оценки качества образования (ККО) с точки зрения результативности данного процесса. По результатам анализа соответствующей литературы были выявлены шесть наиболее часто встречающихся ККО, которые как раз и определяются числовыми значениями в школьной отчетности (все они в случае необходимости приводятся к процентному виду от соответствующих величин).

Критерии оценки качества образования:

- количество победителей олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей;

- количество учащихся, получивших медали (процент от числа выпускников);

- количество учащихся, получивших оценки «4» и «5» по результатам итоговой аттестации;

- общая успеваемость по школе (процент);

- количество правонарушений среди подростков от общего количества обучающихся;

- количество выпускников, поступивших в учреждения высшего профессионального образования.

Каждый из ККО, в соответствии с приведенным выше определением, характеризуется набором различных показателей учебной деятельности ОУ. При разработке модели были взяты в рассмотрение 20 показателей (параметров), такие как: сохранность контингента, уровень квалификации преподавателей, материально-техническая база ОУ, мотивационное обеспечение и т.д.

Степень влияния этих показателей на каждый из ККО может быть задана экспертами в виде некоторой числовой характеристики на основе фактических данных по ОУ. Часть показателей не имеет ярко выраженной зависимости от финансирования, в то время как другая зависит от финансирования ОУ непосредственно. Таким образом, можем условно поделить эти показатели на финансируемые и нефинансируемые.

Качество образования в целом формируется из значений шести ККО с учетом соответствующих весовых коэффициентов значимости.

Таким образом, довольно отчетливо прослеживается зависимость КО от способа распределения бюджетных средств по статьям расходов. Данная зависимость легла в основу математической модели, которая позволяет проводить оптимизацию распределения средств с учетом необходимых ограничений. Цель оптимизации - достижение максимального значения коэффициента, характеризующего КО.

Эта модель была реализована в среде Delphi 5 в виде системы по поддержке принятия решений.

Апробация данной системы проводилась на основе фактических данных по ОУ в два этапа. Различия заключались в задании значений ограничений на суммы расходов по статьям. В первом случае в качестве ограничений задавались фактические значения по распределению средств, имевшему место на протяжении последних пяти лет. Т.е. оптимизация распределения средств в этом случае не проводилась.

Во втором случае - предусматривалось использование рекомендаций по распределению бюджетных средств, полученных в результате оптимизации. Так, в качестве ограничений вместо фактических сумм средств, выделенных на каждую из расходных статей, задавались значения меньше их на 50% для увеличения объема свободных средств перераспределения.

Анализируя полученные рекомендации по распределению средств, можно сделать вывод о целесообразности увеличения расходов на финансирование следующих статей:

· оклады по ставкам;

· доплаты педагогическим работникам;

· трансферты населению;

· ремонт зданий и сооружений;

текущий ремонт оборудования и инвентаря.

По результатам работы модели были построены два графика, отображающие динамику качества образования за последние пять лет. При этом расчеты производились с учетом инфляции.

Нижний график отражает изменение качества образования за последние пять лет (по фактическим значениям), верхний - предполагаемое изменение качества образования за тот же срок, но при рекомендуемом распределении бюджетных средств.

Очевидно, что коэффициенты, характеризующие качество образования при оптимальном распределении, превышают аналогичные фактические показатели на протяжении всего периода исследования.

Достоин внимания тот факт, что в 1997 году значение коэффициента КО по результатам оптимизации, не только превышает фактический коэффициент на 44%, но и дает повышениена фоне фактического снижения КО по сравнению с предыдущим годом.

Еще следует отметить, что даже в 1999 учебном году (на котором сказались последствия августовского кризиса 1998 года и низкая индексация бюджета ОУ), когда наблюдалось общее снижение КО, оптимизированный коэффициент КО на 15% больше фактического значения.

Данные факты позволяют сделать вывод о целесообразности применения оптимизации при распределении денежных средств. Использование разработанного комплекса позволит определить приоритеты в развитии (становлении) экономики системы образования; методах управления в этой отрасли; и направлении преобразований, соответствующих происходящим в обществе экономическим, политическим и социальным изменениям.

Изменение тех или иных показателей в модели описанного комплекса приводит к изменению коэффициента КО. Таким образом, руководитель ОУ имеет возможность оценить последствия планируемых изменений в управлении или финансировании ОУ на предлагаемой модели еще до применения нововведений в реальной жизни, что позволит избежать необратимых и болезненных ошибок.

Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.