Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Модульное обучение (интеграция дидактических идей для организации учебного процесса по иностранному языку в вузе)

Автор:  Сиденкова Е.А.
Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

В 70-80 годы ХХ века среди дидактических теорий, которые получили теоретическую разработку и практическое применение, необходимо отметить модульное обучение, с помощью которого удалось успешно решить целый комплекс дидактических задач в обучении иностранным языкам [1, 2, 3 ].

Распространению идей модульного обучения способствовали исследования в области сравнительной педагогики и систематизация опыта применения модульного обучения в США и Западной Европе. [1, c. 15]

По мнению П.А. Юцявичене, сущность модульного обучения иностранным языкам состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с индивидуальной учебной программой. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно – координирующей. [1,c. 7]

Принципиальные отличия модульного обучения иностранным языкам от других видов обучения:

1. Содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных, комплексных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его освоению.

2. Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе – с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой встрече с педагогом.

3. Сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения приоритетных субъект-субъектных взаимоотношений между преподавателем и обучающимся в учебном процессе [1, с. 4].

Разработка модульных обучающих программ по иностранным языкам показала, что процесс «конструирование» модулей позволяет “отсечь” все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении иностранным языкам позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его. [4, с.15; 2, c.59]

Для более углубленного понимания сущности модульного обучения следует остановиться на его принципах, которые были положены в основу этой дидактической системы авторами и инициаторами данной теории.

Так, П.А. Юцявичене, считает что, в основе модульного обучения лежат следующие дидактические принципы: 1) модульность 2) структуризация содержания обучения на обособленные элементы 3) динамичность 4) действенность и оперативность знаний и их системы 5) гибкость 6) осознанная перспектива 7) разносторонность методического консультирования 8) паритетность. [1, с.23].

Не имея возможности остановиться на всех принципах, реализуемых в условиях модульного обучения, скажем несколько слов о центральном принципе модульности. Принцип модульности определяет весь подход к организации обучения: отбор целей, содержания, форм и методов обучения. В соответствии с этим принципом содержание обучения структурируется в форме отдельных блоков – модулей. В связи с этим часто вместо “обучающий модуль” говорят “обучающий блок” и “обучающий пакет” [1, c.25]

При реализации принципа модульности большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Более того, самостоятельная работа студентов с учебными модулями становиться основным видом учебной деятельности.

Достоинства модульного обучения иностранным языкам.

1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого студента.

2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

4. Поэтапный – модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

5. Достигается определенная “технологизация ” обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя.

Недостатки и ограничения модульного обучения

иностранным языкам

1. Большая трудоемкость при конструировании модулей.

2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.

3. Уровень проблемности модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала студентов, особенно высокоодаренных.

4. В условиях модульного обучения часто остаются практически нереализованными диалоговые функции обучения, что особенно важно при обучении иностранным языкам.

5. Если к каждому новому занятию преподаватель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, то “модуль”остается как бы “застывшей” формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий. [3, c20-25; 4, c.21-30]

Используемая литература:

1. Юцявичене П.А. “Основы модульного обучения”, – Вильнус, 1982. 105с.

2. Гальперин П.Я. Умственное действие, как основа формирования мысли и образа //Вопросы философии”,- 1957.-№6.- с. 58-69.

3. Талызина Н.Ф. “Управление процессом усвоения знаний”, - М., 1984. 130с.

4. Чошанов М.А. “Гибкая технология проблемно-модульного обучения”,-М,.1995. 88с. 


Возврат к списку



Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении публикации.
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Последние 5 сообщений в конференции, посвященные обсуждению данной публикации:

(вы так же можете присоединится к дискуссии и оставить ваш комментарий)

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.