Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Центр дистанционного обучения
600000, г.Владимир, ул.Горького, 87, ВлГУ, ЦДО
cdo@vlsu.ru
(4922) 47-75-21, 47-99-02
(4922) 47-75-21 (4922) 47-99-02

Публикации

 

  • Материалы I Региональной нучно-методической конференции ВлГУ "Дистанционное обучение и новые технологии в образовании", г. Владимир, 2001 г.
  • Материалы II Региональной нучно-методической конференции ВлГУ "Дистанционное обучение и новые технологии в образовании", г. Владимир, 2002 г.

Методологические аспекты создания учебно-методического комплекса послевузовского и дополнительного образования Автор:  А.А.Галкин, В.П. Галас, А.Б. Градусов Код:  УДК 37.01:014.544 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

В связи с широким применением новых информационных технологий в сфере производства и управления особую роль играет развитие и укрепление кадрового потенциала, имеющего современный уровень подготовки в области управления и информатики.

Ситуация, сложившаяся на рынке труда Владимирской области и других регионов, показывает, что большинство предприятий и организаций промышленной, финансовой, социальной, административной и других сфер ощущают острую потребность в подобных кадрах. Опыт предприятий и организаций Владимирского региона свидетельствует, что решить эту проблему традиционными методами, в том числе за счет приема молодых специалистов, оканчивающих вузы, в полной мере не удается.

Эффективным подходом к решению данной проблемы является подготовка специалистов на базе среднего специального образования или переподготовки лиц с высшим образованием по новой специальности, необходимой предприятию или учреждению.
читать полностью

Компьютерное моделирование в учебно-методическом комплексе дисциплины «Устройства СВЧ и антенны» Автор:  Б.Д Ситнянский

Моделирование с использованием ЭВМ в курсе «Устройства СВЧ и антенны» имеет давнею историю. Первые программы, с помощью которых проводились расчеты к лабораторным работам и проектированию, относятся к 1975 году. Но материальная база, способ общения с ЭВМ, скорость расчетов и вывод информации долгое время ограничивая возможности индивидуальной работы обучаемого с программой. С появлением персональных ЭВМ ситуация изменилась принципиально и к настоящему времени в учебно-методическом комплексе дисциплины оформился способ построения программ учебно-инженерного моделирования и создал пакет таких программ.

Каждая программа посвящается какому-либо конкретному вопросу (как параграф учебника). Она начинается с краткой характеристики программы, в которой формулируется задача, приводятся основные понятия и соотношения, ссылки на источники. Краткая характеристика составлена так, чтобы ввести в курс дела пользователя, желающего разобраться в существе вопроса и выполнить расчет с ...

читать полностью

О дополнительных курсах по обучению компьютерным технологиям на кафедре «Сопротивление материалов» Автор:  Л.Е. Кондратьева, С.А. Маврина Код:  УДК 378 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Образовательные стандарты высшей школы периодически обновляются, но все-таки во многомотстают от постоянно возрастающих требований современного производства и жизни к выпускникам вузов. Особенно велико это отставание в овладении прогрессивными компьютерными технологиями проектирования, организации, управления, производства и т.д. Одним из способов решения этой проблемы является предоставление студентам дополнительных образовательных услуг.

Кафедра сопротивления материалов в последние несколько лет занимается организацией дополнительных курсов по обучению применению различных компьютерных программ в расчетных и проектных работах. 

читать полностью

Роль и методы реализации учебно-воспитательной работы в курсах механики твердого деформируемого тела Автор:  Валуйских В.П. Код:  УДК 620.10:624.04 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

В новых экономических условиях России принципиально изменилась роль инженера – существенно возросла интеллектуальная составляющая его труда. Реальная жизнь, средства массовой информации, опыт семьи и другие воздействия безусловно существенно изменили отношение студентов к получению образования и процессу обучения – это вполне подтверждается опытом моей работы со студентами специальности «Автомобильные дороги и аэродромы». 

читать полностью

Игра как вид деятельности, направленной на развитие способностей к творчеству Автор:  Зайцева Л. Е. Код:  ББК 74.5.251 Организация:  Профессиональный лицей №3 г.Владимира

Педагогический поиск обязательно сопряжен с проведением исследований и экспериментов; в основе этой деятельности лежат следующие принципы:

1) не навреди;

2) не бросайся традициями, они тебе еще пригодятся;

3) новое еще не значит хорошее;

4) сначала читай и думай, потом совещайся, потом потихонечку двигайся, аккумулируя и оценивая каждый шаг;

5) решай свои проблемы и не обращай внимания на моду;

6) помни, что идей всегда больше, чем пользы от них. 

читать полностью

Использование экспедиционных исследований в учебном процессе кафедры РТ и РС ВлГУ. Автор:  О. Р. Никитин, Н. В. Садовский Организация:  ВлГУ, Владимир

Проведение сложных экспериментальных научных исследований в ВУЗах часто ограничено отсутствием современных измерительных средств и экспериментальной базы. Одним из возможных направлений решения проблемы является участие ВУЗов в Федеральной целевой программе «Интеграция». 
Начиная с 2000 г. кафедра Радиотехники и Радиосистем Владимирского Государственного Университета (ВлГУ) участвует в совместном проекте № С0031 “Организация и проведение экспедиции студентов, аспирантов и преподавателей ВлГУ совместно с учеными ИКИ РАН для исследований собственного и рассеянного электромагнитного и акустического излучения морской поверхности с учетом влияния дождя, приводного ветра, внутренних волн и атмосферной стратификации”по Федеральной целевой программе “Интеграция”.
читать полностью

Система текущего контроля знаний на кафедре "сопротивление материалов" Автор:  Бурлакова А.М. Код:  УДК 378.14.(06) Организация:  ВлГУ, Владимир

Тенденция современных образовательных стандартов к уменьшению количества учебных часов, отводимых на изучение дисциплин, которые можно объединить под общим названием ''Механика'', в том числе и курса ''Сопротивление материалов'', вызывает необходимость тщательно и продуманно подходить ко всем вопросам организации учебного процесса. Важное место в этом занимает текущий контроль знаний студентов. При малом числе аудиторных занятий необходимо так распределить учебный материал, что бы студент мог организовать равномерную самостоятельную работу над курсом в течение семестра, а направить и проконтролировать эту работу призвана система текущего контроля знаний. На кафедре ''Сопротивление материалов'' разработана и применяется система текущего контроля знаний студентов, основанная на четкой постановке задач обучения и усвоения студентами материала дисциплины, установлении сроков выполнения и сдачи отдельных этапов индивидуальных заданий и контроле правильности и своевременности выполнения студентами...

читать полностью

К вопросу о возможностях реализации коммуникативного подхода в профессионально ориентированном учебнике иностранного языка для неязыковых вузов Автор:  Крылова Г.Ф. Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Знание иностранного языка как важного элемента общей и профессиональной культуры специалиста и средства коммуникации становится в настоящее время особенно актуальным. Основу современной концепции лингвистического образования в неязыковых вузах составляет положение о том, что иностранный язык выступает средством межнационального и межкультурного общения в реализации коммуникативных и познавательных потребностей специалиста, выступает обязательным элементом непрерывного профессионального образования. 

читать полностью

Модульное обучение (интеграция дидактических идей для организации учебного процесса по иностранному языку в вузе) Автор:  Сиденкова Е.А. Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

В 70-80 годы ХХ века среди дидактических теорий, которые получили теоретическую разработку и практическое применение, необходимо отметить модульное обучение, с помощью которого удалось успешно решить целый комплекс дидактических задач в обучении иностранным языкам [1, 2, 3 ].

Распространению идей модульного обучения способствовали исследования в области сравнительной педагогики и систематизация опыта применения модульного обучения в США и Западной Европе. [1, c. 15]

По мнению П.А. Юцявичене, сущность модульного обучения иностранным языкам состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с индивидуальной учебной программой. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно – координирующей. [1,c. 7] 

читать полностью

Тезисы Электронный учебник иностранного языка в аспекте многоуровневой подготовки специалистов Автор:  Пряничникова И.Ю. Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

1.В основе современной концепции многоуровневой подготовки студентов высшей школы лежит языковая политика государства, формирующая социальный заказ в соответствии с которыми степень подготовки высококвалифицированного специалиста в сфере владения иностранным языками, его коммуникативной компетенции зависит от развития процесса интеграции, связанного с расширением деловых контрактов предприятий, учреждении и организаций любого профиля с зарубежными партнерами.

2. Реформа современного образования может состояться лишь при условии совершенствования учебных материалов, предназначенных для обучения иностранному языку в высшей языковой школе.... 

читать полностью

Роль иностранного языка в подготовке специалистов инженерно-технического профиля Автор:  Новикова Л.В. Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

В настоящее время значение иностранного языка системе высшего профессионального образования как важнейшего элемента общей и профессиональной культуры специалиста и средства коммуникации приобрело особую актуальность. В государственных стандартах высшего образования дисциплина "иностранный язык" включена в качестве обязательной, в объеме 340 часов для всех специальностей вузов.

Открытость современного российского общества, обновление высшего профессионального образования, растущая потребность в специалистах, владеющих иностранными языками, требует существенных изменений в содержании, структуре, организации и технологии обучения иностранными языкам. 

читать полностью

Внедрение инновационных технологий при обучении иностранному языку Автор:  Новикова Л.В. Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Построение концептуально-технологической модели обучения иностранным языкам в неязыковом вузе предполагает определенные этапы работы:

1. Создание новых образовательных технологий в целях интеграция мирового образовательного пространства.

2. Разработка методов и технологической модели интернет-учебников.

3. Внедрение дистанционного обучения иностранным языкам (электронные учебники). 

читать полностью

К вопросу об основных видах мотивации учебной деятельности Автор:  Новикова Л.В. Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Мотивация—это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов [1, с.356].

Ориентация студентов на достижение определенных целей при изучении иностранного языка является основной задачей преподавателя.

Среди основных видов мотивации ученые выделяют следующие:

1. Интерес к иностранному языку.

2. Стремление студента быть лучшим.

3. Умения использовать полученные знания по языку в своей будущей профессии.

4. Удовольствие от достигнутых успехов [2]. 

читать полностью

Использование современной видеотехники коммуникативном подходе обучения иностранному языку Автор:  Курникова Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

В настоящее время в обиход вошло новое слово «мультимедия». Мультимедия – это комбинация, использование нескольких аудио- и визуальных средств массовой информации. Мультимедия широко использует как зрительные, так и слуховые каналы поступления информации человеку. Мультимедия – компьютер предлагает новые возможности коммуникации, это фильм, телевидение и видео- в одном.

В области коммуникации открываются новые диапазоны. Современный период в методике обучения иностранному языку называется «коммуникативным подходом». Это новое направление в методике. Коммуникация – это процесс передачи информации. Совокупность средств, предназначенных для ее передачи, называется средствами (системами) коммуникации. 

читать полностью

Тезисы к докладу: Использование проблемно-мотивирующих моделей учебной деятельности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе Автор:  Л.Д. Ермолаева Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Суть новых технологий и методик, по мнению автора, состоит в том, что в основу обучения иностранному языку положен существенно новый подход, так называемый Task-Based Learning. Особенность данного подхода заключается в приоритетном использовании проблемно-мотивирующих заданий, при выполнении которых отпадает необходимость в формальных инструкциях.

Наряду с проблемно-мотивирующим подходом появилось еще одно понятие - гуманистический подход (humanistic aprproach), т.е. в процессе обучения следует рассматривать студента как личность, имеющую свои взгляды, мнения, свой жизненный опыт, свои настроения, свои жизненные проблемы, что отражается в заданиях типа - каково ваше мнение, какие выводы вы можете сделать, что вам понравилось и т.д. Нужно не только обучать студентов языку, но и продолжать развивать их как личности.

Вышеупомянутые методические подходы могут быть наглядно представлены в учебных пособиях и методических разработках, составляемых на кафедре, в виде блоков, например...

читать полностью

Подготовка переводчиков в сфере коммуникации и современные компьютерные технологии. Составление автоматизированного словаря. Автор:  Назарова Т.А. Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Изменение социально-политической ситуации, распространение глобальных коммуникационных сетей способствует расширению контактов с зарубежными партнерами, что повысило интерес к получению более глубоких профессиональных знаний в области перевода.
читать полностью

Когнитивное картирование как новый метод обучения переводу Автор:  Н.К. Яшина Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Актуальность подготовки переводчиков и квалифицированного обучения переводу, обусловленная растущей потребностью в кадрах профессиональных переводчиков, которая существует на современном рынке труда и связана со стремительной динамикой социально-экономических процессов перестройки в стране, требует новых подходов к обучению переводу.

В статье рассматривается новый метод обучения переводу (метод когнитивного картирования - КК), который частично использует понятия когнитивной психологии и основан на положении о правомерности учета картины мира переводчика в восприятии текста оригинала (ТО) и порождение текста перевода (ТП).

Метод когнитивного картирования (КК)- это метод обучения переводу, который предполагает развитие навыка гибкого и активного восприятия текста оригинала как связанного потока речи с целью осознанного понимания ситуации реального и возможного мира. 

читать полностью

Тезисы к докладу: "Контроль чтения в многоуровневой подготовки специа-листов по иностранному языку". Автор:  Н.К. Яшина Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

В новой (1994) Типовой программе по иностранным языкам для неязыковых специальностей [1], в которой ставится задача овладение будущими специалистами чтение научной и технической литературы разных жанров на иностранном языке, подчеркивается, что умение работать с иноязычной литературой является важнейшим умением иноязычного общения.

При этом предполагается, что студент неязыкового вуза совершенствует умение чтения от одного этапа обучения к другому, последовательно овладевая разными видами чтения.
читать полностью

К вопросу о содержании обучения иностранным языкам в системе многоуровневой подготовки специалистов (магистер-ская подготовка) Автор:  Марычева Е.П. Организация:  ВлГУ, Владимир

Осуществляемая в наше время реорганизация системы образования в целом привела к пересмотру всей концепции обучения иностранным языкам. Это отразилось, в частности, на необходимости создания новых форм обучения для системы многоуровневой подготовки специалистов, таких как „Магистр по направлению „Проектирование электронных средств“, „Магистр по направлению „Радиотехника“, „Магистр по направлению „Биомедицинская инженерия“, которая осуществляется во Владимирском государственном университете.

В соответствии с задачами обучения в системе многоуровневой подготовки возникла необходимость создания „Программы для подготовки магистров по иностранному языку“, в которой вопросы содержания обучения иностранным языкам решались в рамках теории деятельного подхода к обучению иностранным языкам, в соответствии с которой объектом обучения является иноязычная языковая деятельность во всех её проявлениях – аудирование, говорение, чтение, письмо.
читать полностью

Новые подходы к управлению качеством самостоятельной работы студентов по иностранному языку Автор:  Марычева Е.П. Организация:  ВлГУ, Владимир

Психолого-методические научные направления определяют сегодня пути совершенствования управления самостоятельной работой студентов по иностранному языку в вузах неязыковых специальностей в соответствии с современной коммуникативной, личностной и профессиональной ориентированностью обучения иностранному языку[1].

Наиболее актуальными являются следующие положения:

1. рассмотрение управления самостоятельной работой студентов как системы взаимодействия «внешнего» и «внутреннего» управления;

2. развитие обучаемого как личности, как субъекта деятельности;

3. целенаправленное формирование у обучаемых мотивации учебной деятельности.

Эти положения современной наукой трактуются субъект-субъектных отношений преподавателя и обучающегося, разнообразием их взаимосвязей, отношений, порожденных процессом достижения целей совместной учебной деятельности
читать полностью

Педагогика сотрудничества и творческого саморазвития в современных технологиях обучения иностранным языкам. Автор:  Марычева Е.П. Организация:  ВлГУ, Владимир

Постановка новой цели обучения иностранным языкам - развитие коммуникативной компетенции обучаемого - потребовала переориентации как содержательных, так и технологических аспектов обучению предмету на личность обучаемого. Один из ведущих принципов обучения иностранному языку в отечественной педагогической науке и практике становится принцип активизации обучающегося, а начиная с середины 80-х годов разрабатываются идеи педагогики сотрудничества и в контексте общих положений педагогики сотрудничества развиваются идеи творческого саморазвития личности [1].

Данный принцип, являясь отражением новой образовательной философии, остается одним из основополагающих в реализации гуманистических идей в обучении иностранным языкам. Ядро гуманистической концепции воспитания составляет идея субъект - субъектного взаимодействия преподавателя и студента. 

читать полностью

Архитектурный образ как выразитель сущности архитектурного пространства. ( К вопросу рассмотрении содержания категории «Архитектурный образ» в курсе «Объёмно-пространственная композиция» специальности 2901 «Архитектура»). Автор:  Бирюкова Е.Е. Организация:  ВлГУ, кафедра СКиА, г.Владимир

Проблемно-ориентированное обучение студентов специальности 2901 «Архитектура» призвано повысить заинтересованность студента как в самом процессе обучения , так и в его результате - качестве получаемых знаний. Решение этой задачи в курсе дисциплин теоретических по отношению к собственно практическо-творческим дисциплинам видится в процессе вовлечения студентов в диалог посвящённый определению содержания таких категорий существенных для процесса художественного творчества в области архитектуры как «архитектурный образ» и «художественный образ», которые определяют саму творческую позицию художника архитектора. Один из вариантов установления содержания этих категорий и их взаимодействия, который может быть вынесен на обсуждения предлагается ниже.

Если архитектурная формы это способ организации и существования архитектурного объекта, то встаёт вопрос о выразителе содержания архитектурного пространства, в частности содержания эстетического. На этот вопрос отвечает другая категория...

читать полностью

Роль научных исследований в постановке и развитии учебной дисциплины "цифровая обработка информации" Автор:  А. К. Бернюков

В настоящее время цифровая обработка информации (ЦОИ) интенсивно внедряется практически во все сферы человеческой деятельности – от космических и ядерных исследований до бытовых приборов и детских игрушек. Столь обширному распространению ЦОИ обязана высочайшему качеству обработки информации (по точности, помехоустойчивости, функциональной гибкости и другим показателям).

Естественно, подготовка специалистов радиотехнических (2007, 2008, 2015) и близких к ним (1906, 0715) специальностей потребовала включения в учебные планы дисциплин по ЦОИ. На кафедре РТ и РС вопросы цифровой обработки сигналов развивались естественным путем в связи с выполнением научно-исследовательских работ, включающих в себя цифровые методы и средства.

Так еще в 60-е – 70-е годы кафедра выполняла работы по автоматизации физико-химических исследований и оптимизации производства стекольной продукции, где разрабатывались специализированные цифровые измерительно-вычислительные комплексы, позволяющие ...

читать полностью

Элементы линейного программирования на уроках экономики Автор:  Н. Н. Кучеренко Код:  УДК 373 Организация:  Школа №8, Ковров

Развивающее обучение осуществляется различными методами и приемами,в частности, методом учебных задач.

Умелый подбор и включение их в изучаемый теоретический курс способствуют активизации роли обучаемого, стимулируют познавательный интерес, создают проблемные ситуации, разрешение которых ведет к усвоению новых знаний.

Интеграция элементов линейного программирования в базовые школьные предметы - математику, информатику, экономику позволяет применять новые компьютерные технологии в учебном процессе.

Задачи о рациональном использовании ресурсов, о наилучшем планировании производства, транспортная задача, адаптированные к уровню знаний учащихся, органично вписываются в курс “Основы экономики” в блок “Три вопроса экономики: что, как, для кого”.
читать полностью

Современные подходы и информационные технологии в образовании и научной работе школьников Автор:  А.В. Духанов, С.В. Рощин, В.Г. Прокошев, С.М. Аракелян. Код:  УДК: 681.3.00:373.57 Организация:  Владимирский государственный университет, Владимир

В данной работе рассматривается опыт довузовской подготовки учащихся 11 класса по дисциплинам «Математическое моделирование в физике», «Современные информационные технологии», а также их исследовательская работа.

Для эффективного проведения занятий, в первую очередь, был создан специальный дисплейный зал. Его схема приведена на рисунке 1.

В данной работе рассматривается опыт довузовской подготовки учащихся 11 класса по дисциплинам «Математическое моделирование в физике», «Современные информационные технологии», а также их исследовательская работа.

Для эффективного проведения занятий, в первую очередь, был создан специальный дисплейный зал. Его схема приведена на рисунке 1.
читать полностью

Повышение эффективности образования в условиях ограниченного финансирования Автор:  А.В. Духанов, С.М. Аракелян Код:  УДК: 681.3.00:373.1 Организация:  Владимирский государственный университет, Владимир

Система образования неразрывно связана с той социально-экономической формацией, в рамках которой она сформировалась и существует. Процесс реформирования, происходящий сейчас в стране, не мог не затронуть систему образования.

Бюджетное финансирование образовательных учреждений (в том числе средних общеобразовательных школ) по сравнению с доперестроечным периодом заметно сократилось. Индексация средств (в рублевом эквиваленте), выделяемых из бюджета на нужды образовательных учреждений (ОУ), в последние годы составляет примерно 114%. Однако, с учетом социально-экономического положения в стране, инфляции и роста курса доллара, очевиден вывод о сокращении финансирования ОУ.

Как следствие, наблюдается тенденция снижения уровня образования. Такая ситуация обусловлена значительным ухудшением материально-технической базы, износом основных фондов и др.

Средства, выделяемые из Федерального бюджета на нужды ОУ, весьма ограничены. Поэтому, верно определив приоритеты при их распределении...

читать полностью

Целевая подготовка специалистов в области компьютерного проектирования для промышленных предприятий Автор:  И.П. Шеин Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

В течение ряда лет во Владимирском государственном университете на базе учебно-научного центра новых инженерных технологий (УНЦ НИТ) по заказу предприятий ведется целевая подготовка студентов старших курсов в области применения современных CAD/CAM/CAE систем на производстве. Предприятия делают заявки вузу о потребностях в молодых специалистах, владеющих современными компьютерными инженерными технологиями. Далее заключается целевой контракт, который состоит из двух частей: «студент–предприятие» и «студент–университет». Предприятие оплачивает обучение студентов дополнительной образовательной услуге по индивидуальному учебному плану. Выпускники после окончания вуза распределяются на предприятие и обязаны отработать не менее срока, указанного в целевом контракте. Обучение может проводиться по ускоренной программе в течение одного года (5 курс) или в течение двух лет (4 и 5 курсы). Программа обучения предусматривает овладение студентами новейших технологий и методов проект...
читать полностью

Нечеткие модели оценки уровня потребности в специалистах и качества образовательных программ Автор:  В.Г. Чернов Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Качественный уровень потребности в специалистах определяется следующими характеристиками занятости: прогнозируемым приростом численности занятых, прогнозируемой предельной производительностью труда и ожидаемой эластичностью выпуска по труду (чувствительностью выпуска отрасли к изменению численности занятых в ней. В традиционной постановке решение этой задачи базируется на предпосылке, что все исходные значения точно определены. Представляется, что это очень сильная идеализация реальных ситуаций. Объекты исследований могут находиться на различных территориях с существенно различающимися социально-экономическими, политическими и другими показателями. Сами объекты могут относиться к различным областям деятельности, как по её характеру, так и по глубине предыстории. В этих условиях говорить об одинаковой точности оценок и предполагать, что оценки сами по себе строго определены, видимо, не совсем корректно.
читать полностью

Формирование творческой инженерной активности у студента при изучении современных процессов физико-технической обработки на примере гидрорезания Автор:  Тихомиров Р.А., Кравченко Д.В. Код:  УДК 621.924.93 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Проблема подготовки созидательно активных и профессионально компетентных кадров в настоящее время является актуальной. Творческая инженерная активность специалиста, с одной стороны, является компонентом общей образованности, а с другой стороны – это компонент профессиональной готовности выпускника высшего учебного заведения.

Средства развития творческой инженерной активности, которыми решаются физико-технические задачи, являясь факультативными, по сути своей могут быть индивидуальными, коллективными, групповыми. Первые реализуются через курсовое и дипломное проектирование, а вторые и третьи – через классно-групповые занятия, самостоятельные занятия под руководством преподавателя, временные творческие студенческие коллективы и другие формы организации учебной деятельности студентов.

Изучение студентами современного высокоэффективного процесса гидрорезания, при котором в качестве режущего инструмента служит сверхзвуковая (400 - 1000 м/с) струя жидкости различного состава...

читать полностью

Научные исследования в дипломном проекте Автор:  Самойлова Л.И. Код:  УДК 625.7/8.05 Организация:  Владимирский государственный университет

Развитие науки на современном этапе носит лавинообразный характер. Система знаний в результате специальной деятельности людей превращается в непосредственную практическую силу общества. Все это требует от квалифицированного специалиста творческого подхода к решению стоящих перед ним задач, умения сформулировать цель и задачи исследования, спланировать и провести эксперимент.
На кафедре автомобильных дорог Владимирского государственного университета накоплен опыт проведения научных исследований на стадии дипломного проектирования. Объем научных исследований составляет 10 – 20 %, а трудоемкость может достигать 30 – 50 % в структуре дипломного проекта. Тематикой научных работ в дипломном проектировании охвачено до 90 % студентов.
Тему научных исследований в дипломной части проекта для студентов определяет руководитель с привязкой к региону строительства автомобильной дороги и в соответствии с проблемами, стоящими перед дорожно-строительными организациями управления Владимиравтодор....

читать полностью

Комплекс виртуальных приборов для учебного процесса Автор:  Поздняков А.Д. Организация:  Владимирский государственный университет

В практике научных исследований при построении контрольно-измерительных, диагностических и испытательных систем все шире используются возможности персональных компьютеров (ПК) для решения задач управления экспериментом, регистрации, обработки и систематизации данных, представления (визуализации) результатов наблюдений. Применение ПК закладывает основу относительно низкой стоимости подобных систем, эффективно функционирующих в реальном масштабе времени. Минимальный набор функций, передаваемых компьютеру, составляют функции, связанные с организацией взаимодействия оператора с прибором в форме привычной для пользователя с сохранением всех привычных атрибутов (панелей, ручек управления, индикаторов и т.д.).

Взаимодействие с виртуальными компьютерными системами оказывается подобным работе с традиционными приборами. Виртуальный прибор (ВП) представляет собой комбинацию компьютера, универсальных аппаратных средств ввода-вывода сигналов и специализированного программного обеспечения (ПО),...
читать полностью

Стиль в народной архитектуре.(К вопросу о возможности использовании продуктов народного творчества в качестве иллюстративной базы в курсе «Практическая эстетика архитектора».) Автор:  Малькова Ж.Г. Организация:  ВлГУ, кафедра СКиА, г.Владимир

Проблемно-ориентированное обучение студентов -архитекторов требует расширения иллюстративной базы по ряду теоретических дисциплин изучающих теоретические и практические аспекты художественного творчества архитектора . Вопросы стиля в курсе «Практическая эстетика архитектора» как правило рассматриваются на примерах профессиональной деятельности архитекторов различных эпох, стилей и направлений. Но , необходимо заметить, что они могут рассматриваться не только на примерах архитектуры как вида искусства , но и на примере архитектуры как вида художественного творчества, архитектурного «фольклора». В частности на материалах обследования сельских поселений ряда регионов Владимирской области, что имеет не только дидактическое значение, но и воспитательно-патриотическое. Позволяет опираться на конкретные, «осязаемые» примеры. Использовать материала Ознакомительной и пленерной практики. 

читать полностью

Применение индивидуальных контрольных работ на практических занятиях по электротехническим дисциплинам Автор:  А.Г. Илюхин, С.А. Сбитнев Код:  УДК 6.81 Организация:  А.Г. Илюхин, С.А. Сбитнев

Значение практических занятий, как составной части учебного процесса по электротехническим дисциплинам определяется целями, которые сводятся к следующему:

- закреплению знаний теоретического материала изучаемого предмета;

- выработке навыков выполнения электротехнических расчетов;

- составления конспекта, содержащего набор правильно решенных задач по каждой теме изучаемой дисциплины;

- осуществление регулярного контроля за работой студентов для получения информации о результатах обучения.

Методика проведения практических занятий и связанная с ней методика контроля должны быть такими, чтобы самой постановкой учебного процесса каждый студент был вынужден стремиться к овладению знаниями предмета в течении всего семестра. 

читать полностью

Активные методы проведения практических занятий в системе повышения квалификации Автор:  З.Н. Зыкова, А.А. Зыков Тема форума для комментариев:  5 Код:  УДК Организация:  Владимирский государственный университет, город Владимир

 Идея непрерывного обновления знаний в течение жизни человека высказывалась еще древними мыслителями, но в наше время она получила новое развитие, а именно: ограничение понятия непрерывного образования целенаправленным обучением в специальных учебных заведениях, а также самообразованием, что позволит отделить его от неорганизованного изменения и пополнения знаний человека на протяжении всей его жизни.

Такая концепция требует создания общей системы педагогики, отражающей специфику учебного процесса в системе повышения квалификации, которая определяется прежде всего составом слушателей и краткосрочностью их обучения и тем, что слушатели системы повышения квалификации, как правило, уже имеют законченное высшее или среднее специальное образование, богатый производственный и жизненный опыт, поэтому сообщаемые им сведения не являются для них полностью новыми. Здесь идет речь скорее о дополнении уже имеющихся знаний и изменении сложившихся представлений и навыков.

Таким образом, ...

читать полностью

Тестирование – активный метод обучения и проверки знаний, умений, навыков по русскому языку как иностранному Автор:  З.Н. Зыкова, М.В. Бордяшова Код:  УДК Организация:  Владимирский государственный университет, город Владимир

В практике высшей школы в последнее время при приеме и обучении иностранных граждан большое распространение получил метод тестирования по русскому языку как иностранному. Этому способствует и тот факт, что в связи с распадом СССР в российские вузы увеличился приток студентов из ближнего зарубежья для которых русский язык является иностранным.

Интеграционные процессы в области языковой политики, происходящие в последнее время в мире, выдвинули перед нашей страной задачу установления общих уровней владения для одного языка в разных странах и для разных языков в одной стран, что дает возможность создать основу для обеспечения международного признания языковых сертификатов, эквивалентности академических дипломов.

В настоящее время создана Российская государственная система тестирования, которая предусматривает следующие уровни владения русским языком как иностранным: 1. Элементарный . 2. Базовый. 3. Первый (уровень абитуриента). 4. Второй (уровень бакалавра-нефилолога). 5. Третий...

читать полностью

Методологические аспекты создания учебно-методического комплекса послевузовского и дополнительного образования Автор:  А.А.Галкин, В.П. Галас, А.Б. Градусов Тема форума для комментариев:  4 Код:  УДК 37.01:014.544 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

В связи с широким применением новых информационных технологий в сфере производства и управления особое значение приобретает развитие и укрепление кадрового потенциала, имеющего современный уровень подготовки в этой области.

Ситуация, сложившаяся на рынке труда Владимирской области и других регионов, показывает, что большинство предприятий и организаций промышленной, финансовой, социальной, административной и других сфер ощущают потребность в квалифицированных кадрах, имеющих базовое образование в областиуправления и информатики. Опыт предприятий и организаций Владимирского региона свидетельствует, что решить эту проблему традиционными методами, в том числе за счет приема молодых специалистов, оканчивающих вузы, в полной мере не удается.

Эффективным подходом к решению данной проблемы является подготовка специалистов на базе среднего специального образования или переподготовки лиц с высшим образованием по новой специальности, необходимой предприятию или учреждению. 

читать полностью

Тестирование как разновидность контроля знаний Автор:  Л.М.Воронова, Е.В.Шульгина, Н.М.Воронова, И.С.Крамской Код:  УДК 378.1 Организация:  ВлГУ, г.Владимир

Тестирование как контроль усвоения различных дисциплин все настойчивее внедряется в учебный процесс вузов, школ и других образовательных учреждений. Успеваемость обучающихся (итоговые баллы-оценки) по-прежнему является одним из основных показателей качества обучения. Поэтому продумывая стратегию тестирования мы, преподаватели, выбираем или разрабатываем гибкие, объективные способы выставления оценок при автоматизированном контроле, которые позволяют адекватно отразить реальные знания учащегося и максимально приблизиться к системе оценок при традиционном устном или письменном опросе.

Так, если сформулировать вопросы заниженного уровня сложности, всеми будут получены неоправданно высокие оценки; и наоборот, вопросы слишком сложные покажут заниженный уровень усвоения материала. Само понятие уровня сложности вопроса также весьма условно. Распределение вопросов по сложности – это пожалуй самое важное и трудное дело при организации тестирования, которое разрешается, как правило,...

читать полностью

Методика обучения и тестирование по начертательной геометрии для специальности «Архитектура». Автор:  Бутузова Г.Н. Озерова М.И

Современный уровень программных и технических средств электронной вычислительной техники позволяет перейти от традиционных, ручных методов конструирования к новым информационным технологиям с использованием ЭВМ, создавать системы автоматизации разработки и выполнения конструкторской документации, удовлетворяющие стандартам ЕСКД как по качеству исполнения документов, так и соблюдению требований стандартов. Задача перехода на новую технологию конструирования требует современных методик обучения студентов, в которых центральное место занимают методы компьютерной графики, как нового инструмента конструирования.

читать полностью

К вопросу об эстетическом рассмотрении архитектурного пространства: архитектура как предмет эстетики и педагогики Автор:  Е.Е. Бирюкова Организация:  ВлГУ,кафедра СКиА,Владимир

Обучение студентов по специальности 2901 «Архитектура» предполагает некоторый особый подход к изучению архитектуры студентами как вида искусства и вида предметного творчества. Сущность данного подхода заключается в том, что при обучении по ряду учебных дисциплин, а именно таких как «Эстетика и архитектура» и «Практическая эстетика архитектора» для будущих специалистов, чью деятельность будет заключаться в практическом творчестве ,эстетическом преобразовании среды, целесообразно использовать проблемно-ориентированное обучение с целью расширения их взгляда на архитектуру вообще от архитектуры как вида профессиональной деятельности в области специфического вида искусства до архитектуры как особого вида преобразующего творчества человека, своеобразного вида эстетической деятельности. Эта необходимость вызвана тем, что в сферу профессионального творчества архитектора на современном этапе может быть вовлечено несравнимо большее количество феноменов материального мира, чем считало...
читать полностью

О методическом обеспечении курсовой работы по математике на технических факультетах Автор:  Л.П. Барабанова, С.В. Федорова Код:  УДК 51 Организация:  Ковровская государственная технологическая академия, Ковров

ехнология дистанционного образования основана на применении в учебном процессе различных видов учебно-методической литературы, в том числе печатных материалов и электронных учебных пособий [1].

Нами подготовлено учебное пособие (в печатном и электронном вариантах) по выполнению курсовой работы по математике для студентов технических факультетов [2]. Осветим его основные аспекты.

Содержание пособия подчинено требованиям современного государственного образовательного стандарта ГОС-2000 [3] для технических специальностей. Пособие предназначается студентам технических факультетов, завершая собой основной курс математики. Курсовая работа проводится с целью обобщить знания студентов, приобретенные за весь основной курс математики. На ее выполнение отводится 30 часов самостоятельной работы. Задача курсовой работы состоит в закреплении практических навыков по решению прикладных математических задач. Кроме того, курсовая работа является одной из форм итогового контроля знаний, направленной...

читать полностью

Научно-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов учащихся Автор:  С.М. Аракелян, И.С. Крамской, В.Г. Прокошев, Т.А. Трифонова, Е.В. Хмельницкая Тема форума для комментариев:  2 Код:  УДК 378.1 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

 В настоящее время актуальной является задача развития и поддержания у школьников интереса к научной работе, т.к. ребята, со школьной скамьи участвующие в НИР, – это будущие студенты, а затем – аспиранты и молодые ученые. Поэтому Владимирский университет, как и другие вузы, заинтересован в развитии такого комплекса непрерывного образования.

Научно-исследовательская деятельность – мощное средство развития познавательных интересов учащихся. Привлечение школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний должно обеспечить их разностороннее личностное развитие. Но как сделать НИР привлекательной для школьников, чтобы они захотели принимать в ней активное участие? Решение этой проблемы влечет за собой поиск и разработку соответствующих образовательных технологий, которые будут иметь психолого-педагогическую направленность на развитие личностных качеств учащихся. Для реализации этих задач хорошо подходит проектная методика, т.к. отдельные...

читать полностью

Лабораторные работы по исследованию напряженно-деформированного состояния деталей машин поляризационно-оптическим методом Автор:  А.А.Аблаев Код:  УДК 629.113.04 Организация:  ВлГУ г. Владимир

Человек в наше время не мыслит своего образования вне высшей школы. Типичным ее представителем является современный университет гумбольдтовского типа, сочетающий образование с исследованиями. Человечество нуждается в хорошо сделанной инженерной работе, что в свою очередь требует образованных инженеров. Подготовить их для будущей работы необходимо так, чтобы это удовлетворяло и работника, и работодателя. Таким образом, образовательные проблемы формулируются достаточно отчетливо: нам надлежит научить будущего специалиста успешно использовать все возможности современной науки и технологии для решения задач необходимого продвижения вперед в производстве и качества производимого.

Демонстрационный физический эксперимент один из важнейших средств познания материального мира. С демонстрационным экспериментом неразрывно формирование научного мировоззрения и развитие физического мышления при изучении сложных технических наук. Физический эксперимент оказывает большое влияние на формирование...

читать полностью

Активизация учебного процесса как основа повышения качества подготовки специалистов Автор:  Л.Т. Сушкова Код:  УДК 618.3 Организация:  ВлГУ, г. Владимир

 Главной задачей высшей школы является подготовка специалистов, способных к активной творческой деятельности и постоянному самосовершенствованию. Одним из путей решения этой задачи является создание в вузе системы методов и средств активного овладения специальностью. Главная цель такой системы – повышение качества подготовки специалиста, всестороннее развитие личности, сочетание профессионализма с высокой культурой.

В основе ее реализации – обучение без принуждения, через радость познания, на основе творческого сотрудничества преподавателя и студента и уважения к его личности. Методы обучения базируются не на монологе, а на диалоге, на развитии у студента способности к самостоятельным суждениям, умения вести научный спор.

читать полностью

Структурная организация учебных материалов на сервере дистанционного обучения кафедры КТРЭС Автор:  В.Р. Асланянц Организация:  Владимирский государственный университет

Внедрение новых форм обучения с использованием дистанционных технологий потребовало создания сервера дистанционного обучения (ДО). Одна из первоочередных задач в этом направлении – разработка структурной организации учебных материалов на сервере, которая бы удовлетворяла следующим требованиям:

1. Максимальная простота на начальном этапе проектных работ с точки зрения администратора сервера и с точки зрения пользователей (студентов и преподавателей).

2. Возможность интеграции дистанционных форм обучения с традиционными. В частности необходимо обеспечить возможность использования в учебном процессе двух вариантов представления учебных материалов: электронного и традиционного (“бумажного”).

3. Возможность развития структурной организации сервера путем включения новых средств ДО.
читать полностью

Мониторинг качества обучения с использованием компьютерного тестирования Автор:  И.Н. Павлова, Е.А. Миронова Код:  УДК 681.3 Организация:  КГТА, г. Ковров

Мониторинг качества обучения является одним из основных факторов эффективности учебно-воспитательного процесса, одной из закономерностей которого является информатизация образования, которая может быть достигнута на основании внедрения компьютерных технологий в образование. Обучаемый должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объемов информации, овладению современными средствами и методами ее обработки. Это возможно только при индивидуализации образования. В этих условиях возрастает значение самостоятельной подготовки по освоению программных вопросов изучаемых курсов. Одним из прогрессивных направлений такой работы следует считать контроль качества знаний обучаемых на основе тестирования. 

читать полностью

Информационное обеспечение учебного проектирования для студентов заочного и дистанционного обучения Автор:  В.А. Шахнин Код:  УДК 621.3.06 Организация:  ВлГУ, Владимир

Учебное проектирование является заключительным этапом в подготовке инженера-электроэнергетика по целому ряду дисциплин. Этот вид учебной работы требует от студента умения формулировать и решать задачи, зачастую не имеющие однозначного ответа. Курсовое и дипломное проектирование по таким дисциплинам, как «Электрические сети и системы», «Релейная защита и автоматика систем электроснабжения» («РЗА») в большинстве случаев предполагает выбор оптимального варианта из целого «веера» конкурирующих. Для студентов дневного отделения существенную помощь оказывает проверка результатов расчётов на лабораторном оборудовании под руководством преподавателя. Этой возможности лишена большая часть студентов эаочной и дистанционной форм обучения.
читать полностью

Информатика в дистанционной технологии образования Автор:  О.В. Косорукова, В.В. Котов Код:  ББК 74.5 Организация:  Филиал Современного гуманитарного института г. Ковров

Информатика занимает особое место в дистанционной технологии образования. Без знаний этого предмета, без навыков грамотного пользования персональным компьютером (ПК) невозможно участвовать в системе дистанционного обучения.

В Ковровском филиале Современного гуманитарного института изучение информатики студентами всех форм обучения осуществляется на протяжении всего срока их пребывания в вузе.
читать полностью

Применение современных САЕ-систем в лабораторном практикуме Автор:  А.В. Жданов Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

В дисциплинах «Теоретические основы концентрированных потоков энергии (КПЭ)» и «Физические основы КПЭ» специальности 120700 «Машины и технология высокоэффективных процессов обработки материалов» большое внимание уделяется лабораторным занятиям, на которых студенты закрепляют полученные знания по обработке различных видов материалов. На этих занятиях студенты осваивают практические расчеты процессов взаимодействия КПЭ и обрабатываемых материалов, механизмы взаимодействия потоков энергии с веществом, изучают влияние различных видов КПЭ на напряженно-деформированное состояние (НДС) материала. Широкий диапазон рассматриваемых вопросов и недостаток современных экспериментальных установок по существующим видам КПЭ является серьезной проблемой, возникающей у преподавателей, ведущих данные дисциплины. Применение современных систем инженерного анализа (CAE-систем) в учебном процессе позволяет решить эту проблему.
читать полностью

Использование новых информационных технологий в подготовке и проведении городских и областных олимпиад естественнонаучного цикла среди школьников Автор:  М.Ю. Монахов Д.А. Кузнецов Код:  УДК 004.32:37.018 Организация:  ВлГУ, г. Владимир Средняя школа №36, г. Владимир

Вот уже несколько лет во Владимирском регионе функционирует информационная образовательная сеть (ИОС)[1]. В аппаратное оснащение входят сервера, средства коммуникации, вспомогательные сервера, удаленные локальные вычислительные сети. В программный методический комплекс входят электронные учебные пособия, системы тестирования. Сеть объединяет органы управления образованием, средние и высшие учебные заведения. Сеть постоянно наполняется новым содержанием. Одним из направлений развития ИОС является создание системы автоматизированного проведения предметных олимпиад среди школьников или студентов.

В докладе рассматривается традиционный подход к проведению олимпиады - на примере олимпиады по информатике - и анализируются аспекты автоматизации данного процесса. 

читать полностью

К вопросу о синхронизации в информационной образовательной сети Автор:  А. В. Михайлов, М. Ю. Монахов Код:  УДК 004.32:37.01 Организация:  ВлГУ, Владимир

В докладе рассматриваются способы поддержания целостности и непротиворечивости информации в распределенной информационной системе информационной образовательной сети (ИОС).

Информационная образовательная сеть, представляет собой специализированную информационную систему, построенную по принципу распределенной информационной системы, предназначенной для организации множественного сетевого автоматизированного интерактивного обучения [1]. На ее основе осуществляется создание и распространение учебных пособий с применением новых информационных технологий, хранение и обработка разнообразной учебной информации, выявление и развитие местных особенностей образовательных структур, интеграция различных подходов и методологических систем для решения проблем обучения, предоставление услуг в области дополнительного образования, проведение интерактивных уроков по дистанционной форме.
читать полностью

Организация хранения данных и доступа к информационным ресурсам системы дистанционного обучения Автор:  Д.В. Воробьев, Д.А. Климов Организация:  Д.В. Воробьев, Д.А. Климов

Важной составляющей среды дистанционного обучения является электронный учебный материал. При создании информационного обеспечения системы возникает вопрос о переносимости существующего, а также подключение в систему электронных учебных пособий сторонних производителей. При решении данной задачи решались две основные проблемы:

- создание программы анализа учебного пособия;

- переработка материала и его внедрение в информационную среду.

Первая подзадача связана с определением и установкой параметров учебника с целью разграничения материала. При анализе происходит разбиение существующего электронного материала и его переформирование в рабочую схему системы дистанционного обучения. Здесь возможно как полное подключение, так и частичное, которому соответствуют только частные моменты работы системы.
читать полностью

Компьютерные информационные технологии в учебном процессе Автор:  И.Н Аринин, А.Г Кириллов, А.А.Плеханов Организация:  ВлГУ, г.Владимир

В настоящее время персональные компьютеры (ПК) в силу своих эксплуатационных и потребительских качеств получил повсеместное распространение. Развилось и прикладное программное обеспечение предназначенное для обработки информации в различных областях человеческой деятельности. Появилось новое понятие "информационные ресурсы", т.е. информация встала в один ряд с материальными ресурсами. Информационный ресурс реализуется через автоматизированную информационную технологию (АИТ). Целью АИТ является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, который удовлетворял бы требованиям пользователя. Методы АИТ - это методы обработки и передачи данных. Средства АИТ - это математические, программные, информационные и т.д. Отсюда следует [1] что АИТ - это целостная техническая система обеспечивающая целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта с наименьшими затратами.
читать полностью

Компьютерные технологии и математическое моделирование в инженерном образовании Автор:  Е.А. Новикова Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Современное развитие техники характеризуется двумя основными направлениями: автоматизация производства и компьютеризация производства, а именно, внедрение систем автоматического проектирования изделий, технологической поддержки и управления производством. Масштабы изменений, вызванных этими тенденциями, таковы, что требуют адекватного ответа со стороны вузов, ответственных за подготовку инженерных кадров.

Вместе с тем в последнее десятилетие образовался разрыв между требованиями к выпускникам со стороны машиностроительных производств и уровнем их образования, особенно фундаментального. По свидетельствам экспертов, это вызвано рядом объективных причин [1]: сокращением количества часов, выделяемых на математику; углублением разрыва между уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями вузов; углублением разрыва между уровнем математических знаний выпускников вузов и объективными потребностями современной науки и технологии; ухудшением материального положения вузов и финансирования...
читать полностью

Клиентская часть распределенной СУБД системы дистанционного обучения Автор:  И.Е. Жигалов, Д.В. Воробьев Код:  УДК 681. Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Одной из задач дистанционного обучения является организация и сопровождение учебного процесса в распределенной информационной среде. Важными ее аспектами являются вопрос разделения доступа к ресурсам в системе ДО и построение программного обеспечения поддержки пользователей системы.

Функции основных пользователей подсистемы поддержки кратко могут быть сформулированы так: тьютор, методист – создание электронных учебников, настройка изучения материала отдельной дисциплины; куратор – конфигурирование и настройка обучения групп студентов; служащий деканата – просмотр статистики прохождения материала, регистрация результатов, регистрация и изменение учебного плана; администратор – настройка и поддержание жизнеспособности системы.
читать полностью

Разработка компонентного обеспечения региональной системы повышения квалификации специалистов автомобильного транспорта Автор:  Д.Б. Алехин, М.Ю. Баженов Код:  УДК 681.3 Организация:  ВлГУ, Владимир

Разработка региональной системы послевузовского и дополнительного профессионального образования ведется в рамках работы по госбюджетной научно-технической программе и позволяет существенно расширить возможности учебно-консультационного центра по обучению и повышению квалификации специалистов автомобильного транспорта, функционирующего на кафедре «Автомобильный транспорт» Владимирского государственного университета. Элементами компонентного обеспечения рассматриваемой образовательной системы являются: нормативное, методическое, инструментальное обеспечение и персонал.

В качестве нормативного обеспечения разработки системы выступают: «Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов автомобильного транспорта», приказ Минтранса России №91 от 23.07.98 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном...
читать полностью

Новые информационные технологии в непрерывной подготовке одаренных учащихся в образовательной области "информатика" Автор:  Монахов М. Ю. Кузнецов Д.А. Код:  УДК 004.32:37.018 Организация:  ВлГУ, г. Владимир Средняя школа №36, г. Владимир

С появлением новых информационных технологий, таких как Internet, существенно расширяются возможности образовательных технологий, в частности при работе с одаренными учащимися.

Одаренным детям присущи такие черты, как пытливость ума, стремление к овладению новыми знаниями и умениями, исследовательской деятельности, самореализации личности. Задача преподавателя – всесторонне развить заложенный потенциал, помочь раскрыться, удовлетворить творческие запросы. Современное школьное обучение ориентированно в основном на среднего ученика, поэтому работа с одаренными учащимися носит индивидуальный характер. В рамках обычного урока у преподавателя порой просто не хватает времени и сил, чтобы уделить такому ученику достаточно внимания. Решить эту проблемы удается решить в рамках предметных факультативов и кружков. В последнее время важную роль индивидуального и дифференцированного подхода в обучении выполняют образовательные информационные технологии.
читать полностью

Компьютерные технологии в учебном процессе Автор:  Ю.В. Савельев Код:  УДК Организация:  Филиал Современного гуманитарного института г. Ковров

Информационные технологии проникают во все сферы нашей жизни, в том числе и в обучение. Изучение возможностей и применений компьютера начинается в старших классах школы и продолжается на всех курсах институтов, университетов.

Современный гуманитарный институт предлагает использовать современные информационные технологии не только в изучении информатики, но и в изучении любых предметов, изучаемых студентом в ВУЗе. Для этого специалистами института созданы специальные программы и тесты, разработана принципиально новая методика обучения. Оснащение филиалов компьютерной техникой соответствует высокому уровню. 

читать полностью

Проблемы организации дистанционного обучения специалистов в области испытаний для целей обеспечения качества Автор:  М.В.Столетова Код:  УДК 658.562:656 Организация:  Владимирский государственный университет г.Владимир

В современных условиях развития рыночных отношений потребность в профессиональных кадрах в области испытаний для обеспечения качества продукции (услуг) имеет тенденцию постоянного роста. В соответствии с классической теорией управления качеством, созданной доктором Эдвардсом Демингом, непрерывное обучение рассматривается как инвестиция, которая позволяет персоналу организации постоянно приобретать новые знания и навыки, требующиеся для работы с новыми технологиями и достижения долгосрочных целей организации. Ф.Кросби, разработавший современную классификацию подходов к организационному менеджменту, рассматривает обучение как один из стилей управления организацией. 

читать полностью

Методология и технология разработки интернет-учебника как адаптивной информационной системы Автор:  Н.В.Максимов, М.Э.Крушатина, А.Ю.Лексин, А.П.Алоджанц, С.М.Аракелян Код:  УДК Организация:  Владимирский государственный университет, Владимир

Стремительное развитие и повсеместное распространение интернет-технологий, кроме очевидных своих применений, позволяет также усовершенствовать обычный процесс обучения, создавая новые, а в некоторых аспектах и уникальные по своим возможностям сетевые (Интернет и Интранет) обучающие системы, используемые в самых различных формах образования.

Среди основных преимуществ в части представления материалов в подобных системах можно выделить такие, как добавление ссылок на интернет-ресурсы, дополняющие те или иные разделы курса, создание системы поиска для быстрого перехода на интересующую обучающегося тему или понятие, возможность моделирования на компьютере некоторых физических и химических процессов, и многое другое.
читать полностью

Использование компьютерных технологий фирмы Agilent/EEsof в учебном процессе кафедры радиотехники и радиосистем для дистанционного обучения Автор:  А.С.Меркутов Организация:  Владимирский государственный университет, Владимир

Широкое применение универсальных компьютерных технологий в учебном процессе дистанционных форм обучения по различным дисциплинам радиотехнического профиля является весьма актуальной задачей. Последние 2 года на кафедре радиотехники и радиосистем

ВлГУ активно используется лицензионное программное обеспечение фирмы Agilent/Eesof – система Advanced Design System (ADS). Основное назначение этой системы – обеспечение процесса сквозного проектирования (от постановки технического задания до получения конструкции готового изделия) аналоговых и цифровых радиотехнических устройств и систем, работающих в диапазоне от низких до сверхвысоких частот. В настоящее время САПР ADS используется при выполнении лабораторных, расчетно-практических и курсовых работ по дисциплинам “Основы автоматизации проектирования РЭУ”, “Автоматизация схемотехнического проектирования”, “САПР и конструкторское проектирование”. Архитектура ADS представляет собой совокупность подсистем, отражающих практически...
читать полностью

Проблемы выбора программного обеспечения для системы дистанционного обучения Автор:  А.А.Галкин, В.А.Карповский Код:  УДК Организация:  ВлГУ, г. Владимир

В докладе обсуждаются проблемы, связанные с выбором программного обеспечения (ПО) информационных систем для дистанционного образования и других образовательных комплексов с применением компьютерных технологий.

Для учебных заведений, за исключением случаев специального финансирования в рамках крупных проектов, характерна ситуация, когда основу аппаратной платформы составляют IBM совместимые персональные компьютеры, конфигурируемые как серверы и рабочие станции различной производительности.

При этом широко используется самостоятельно приобретаемое программное обеспечение, как коммерческое, так и свободно распространяемое.

Коммерческое ПО в основном связано с операционными системами семейства Windows, а свободно распространяемое, практически бесплатное или доступное по достаточно низким ценам, чаще всего реализовано для операционных систем семейства Unix. Для IBM – совместимых компьютеров применяется разновидность данной операционной системы, получившая название Linux....
читать полностью

Распределенная база данных Web-сайта дистанционного обучения Автор:  И.Е. Жигалов, Д.В. Воробьев Код:  УДК 681.3 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Технология дистанционного обучения в отличие от традиционного предполагает широкое использование сетевых технологий. При создании программного обеспечения системы дистанционного обучения университета были поставлены задачи: объединение имеющихся дистанционных подсистем обучения кафедр и факультетов; интеграция в систему готовых электронных учебных материалов, информационных и тестовых модулей; создание системы поддержки разработки электронных учебников; организация и поддержка учебного процесса в распределенной информационной среде; наблюдение и статистическая обработка результатов тестирования. Все эти задачи можно объединить в одну - разработка информационной системы дистанционного обучения.

читать полностью

Модульные технологии автоматизированного обучения в информационной образовательной сети Автор:  М.Ю. Монахов, И.Н. Спиридонова Код:  УДК 004.32:37.018 Организация:  ВлГУ, г. Владимир

Практика разработки и использования в учебном процессе информационных технологий показывает, что дидактические условия проектирования систем методического обеспечения являются ключевой проблемой автоматизированного обучения. Информационная образовательная сеть (ИОС) обеспечивает совокупность информационных технологий доставки учебных материалов, интерактивного взаимодействия обучающегося и преподавателя, предоставление возможности самостоятельной работы по освоению учебного материала, оценку знаний и навыков.

Во Владимирской ИОС накоплен банк электронных учебников, функционирует система удаленного тестирования, сформированы методики обучения.
читать полностью

Создание электронного банка данных конструкторской документации для обучения методам проектирования в системе открытого образования Автор:  В.В. Морозов, А.Б. Костерин Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Организация обучения методам проектирования в системе открытого образования должна опираться на современные технологии, реализованные в CAD/CAM/CAE-системах, принятых на вооружение машиностроительными предприятиями. Такой подход позволяет приблизить обучение к реальному процессу конструирования на будущем рабочем месте, позволяет исключать ошибки при проектировании, моделировать работу созданного объекта в условиях эксплуатации, избавиться от рутинных операций при оформлении конструкторской документации.

Имеющийся потенциал вузовской науки остается во многом нереализован из-за отсутствия единой информационно-образовательной среды (ИОС), включающей в себя электронные банки данных и базы знаний поддержки всех этапов создания, моделирования, проектирования и изготовления изделия. Отсутствие информации о разработанных конструкциях многих механизмов, методиках их расчета чрезвычайно затрудняет процесс обучения и зачастую приводит к «изобретению» уже известных решений. Особенно...
читать полностью

Принципы организации работы учебной компьютерной аудитории Автор:  Жигалов И.Е., Кравченко Д.В. Код:  УДК 621.924.93 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Основное отличие учебной компьютерной аудитории от прочих видов компьютеризированных центров состоит в следующем: разнородный состав пользователей с точки зрения опыта работы с компьютерами и программным обеспечением; разнородный состав руководителей занятий по тем же и прочим критериям; высокая нагрузка на рабочие места и локальную сеть и др. Вопрос предварительной подготовки пользователей и руководителей занятий в учебных компьютерных классах относительно навыков работы с компьютерами, владения минимальным набором программного обеспечения, формирования этических норм, необходимых для нормальной работы в локальной и всемирной сетях, имеет безусловно важное значение.

Текущее состояние информационных технологий также предъявляет определенные требования к учебных курсам и сопутствующим процессам. Оптимальным решением был бы перевод учебных курсов, а также некоторых специальных учебных процессов (например, принятие зачетов и т.д.) полностью или частично на современные информационные ...
читать полностью

Формирование модели методической системы автоматизированного обучения в образовательной сети Автор:  М. Ю. Монахов, Е. А. Троицкая Код:  УДК 74.00 Организация:  ВлГУ, Владимир

Методическая система сетевого автоматизированного обучения представляет собой совокупность электронных учебных пособий, системы удаленного автоматизированного тестирования и универсальной методики обучения. Она разработана для организации процесса автоматизированного обучения во Владимирской ИОС для предметов естественно-научного цикла в рамках довузовской подготовки школьников.

Основными элементами УМК автоматизированного сетевого обучения являются: типовая задача- задача с одинаковыми компонентами, имеющими сходные цель, действия и ситуацию, аналоговая задача- типовая задача с пропущенным компонентом. С точки зрения представления учебной информации совокупность типовых и аналоговых задач по каждой теме образуют т.н.порцию учебного материала.

читать полностью

Использование операционной системы Linux и свободного программного обеспечения для рабочей станции пользователя в составе системы дистанционного образования Автор:  В.А.Карповский, А.В.Карповский Код:  УДК Организация:  ВлГУ, г. Владимир

В докладе приведены материалы экспериментальной проверки возможности построения типового рабочего места учащегося и преподавателя на базе свободно распространяемого программного обеспечения для операционной системы Linux.

На примере русифицированного дистрибутива Linux Mandrake RE показано, что уже в настоящее время можно отказаться от использования дорогостоящей операционной системы Windows и коммерческого программного обеспечения на ее основе и тем самым решить вопрос о нелицензионном использовании ПО в учебном заведении.
читать полностью

Модель и технология системы дистанционного обучения Автор:  Ж.Ф.Таннинг, И.Е.Жигалов Код:  УДК 681.3 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Дистанционное обучение (ДО) предполагает такую организацию учебного процесса, при которой акцент в учебной программе делается на самостоятельной работе студента, который отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность интерактивно общаться между собой с помощью средств телекоммуникации. Основным фактором при выборе информационных технологий как средств обучения должен быть их образовательный потенциал. Учебный процесс при ДО индивидуализируется по скорости усвоения материала, времени работы студента с интерактивной программной средой и литературой, выбору средств для лучшего визуального представления учебного материала. Так как разные студенты могут нуждаться в различном виде руководства преподавателя, то варьируется и степень индивидуальной работы тьютора с каждым студентом. 
читать полностью

Моделирование как средство анализа учебного процесса, использующего компьютерные обучающие программы Автор:  В.В.Гуров Код:  УДК 681.3 Организация:  Московский инженерно-физический институт (государственный университет), Москва

Состав, структура и особенности использования компьютерных обучающих программ (КОП) в значительной степени зависят от области их применения. На кафедре "Компьютерные системы и технологии" МИФИ при подготовке студентов по специальности "инженер-системотехник" особое внимание уделяется вопросам развития практических навыков студентов, что обусловливает наличие значительного объема лабораторных и семинарских занятий по различным дисциплинам учебного плана.

Многолетний опыт такой работы показывает, что наилучшей формой организации, позволяющей в реальном режиме времени контролировать степень усвоения пройденного материала и полученные студентами навыки, является постоянное тестирование студентов по пройденным темам. Количество тестов зависит от объема курса, его содержания и распределения часов между различными видами занятий внутри курса. 

читать полностью

Автоматизация принятия решений в системе дистанционного тестирования Автор:  Ж.Ф.Таннинг Код:  УДК 681.3 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Автоматизированное тестирование – важная составляющая системы дистанционного обучения. Результаты теста должны выявлять уровень знаний и пробелы в изучении материала. После проведения теста у студента появляется возможность прорабатывать более глубоко неосвоенную часть материала. При выявлении недостатков в изучении материала студент имеет возможность активизировать познавательные и образовательные навыки, чтобы подняться на более высокий уровень.

Нерешенным вопросом тестирования является учет степени строгости преподавателя во время принятия решения. Предположим, что имеется N количество вопросов, на которые должен отвечать каждый студент; в группе S студентов.
читать полностью

Информационная структура образовательного процесса ВУЗА Автор:  В.К.Кутузов Код:  УДК Организация:  Ковровский филиал НОУ СГИ, г.Ковров

Непрерывное развитие науки, научно-технический прогресс в обществе, рост объема знаний в обществе (удвоение объема за каждые 10 лет), сокращение сроков реализации новых значимых для общественного развития открытий и изобретений до 2-х-3-х лет ставит перед образованием и особенно перед высшим задачи совершенствования мобильности доставки новых знаний члена общества, избирательности их в части актуальности прогноза востребовательности новых знаний и их экономической эффективности.

Передовые в научно-техническом развитии страны ставят и решают задачи охвата всего взрослого населения высшим образованием и организации непрерывного образования в течение всей жизни. Традиционными существующими в настоящее время в высшем образовании методами эти задачи не могут быть решены.

Попытки решить отмеченные выше задачи традиционными методами приведут к экстенсивному пути развития – росту численности ППС, увеличению площадей вузов, потере времени на реализацию стоящих задач, увеличению ...
читать полностью

Учет временных параметров при принятии решения в системе дистанционного тестирования Автор:  Ж.Ф.Таннинг Код:  УДК 681.3 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Тест - система заданий, позволяющих измерить определенный уровень (владения знаниями, развития свойств психологического характера, умственного потенциала, творческих способностей личности). Существует понятие «тесты достижений» – это тесты, выявляющие степень владения испытуемым (студентом) конкретными знаниями, умениями, навыками и позволяющими оценить уровень этих знаний.

Формирование качественного теста и гармоничное взаимодействие между вопросами, ответами и количеством времени дает возможность получить оптимальную информацию о тестируемом.

Если проанализировать классические схемы теории принятия решений (ПР), используемые в САПР, и модели предлагаемые в [2], то в них в качестве основных можно выделить этапы.
читать полностью

Электронный учебник и программированный контроль по дисциплине «Начертательная геометрия» Автор:  Кондратьева Н.Е. Озерова М. И. Код:  УДК 681.3 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

В последнее время компьютер все прочнее и стремительней входит в процесс обучения, студенты охотно используют для самостоятельной работы электронные версии лекций и методических пособий. Например: для лабораторных работ по компьютерной графике для специальностей - вычислительные машины, комплексы, системы и сети , и – информационные системы в экономике, используется электронная версия «Практикума по AutoCAD 14». При возникновении заочных дистанционных форм обучения, особенно необходимы электронные версии учебников.

В настоящее время на кафедре « Инженерная и компьютерная графика» разрабатывается электронный учебник по дисциплине «Начертательная геометрия». Работа состоит из двух частей, во – первых: преподавателями кафедры разрабатываются лекции по начертательной геометрии, во - вторых: данный материал обрабатывается непосредственно для электронной версии лекций.  

читать полностью

Электронный учебник для дистанционного обучения Автор:  И.Е. Жигалов Код:  УДК 681.3 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Технология дистанционного обучения (ДО) основана на самостоятельной работе студента с учебным материалом, причем основным видом информационного ресурса становятся активные методические программные средства. Наряду с использованием традиционной учебно-методической литературы – печатных материалов, электронных версий учебных пособий, аудио- и видео-продукции ведущую роль приобретают электронные учебники.

Электронный учебник (ЭУ) – это не традиционный информационный материал, представленный в электронном виде. Часто под ЭУ неверно понимают специальным образом подготовленное учебное пособие в виде гипертекста, насыщенного перекрестными ссылками, включающего много качественных графических изображений и анимационных фрагментов, сопровождаемого звуком, содержащего видеоролики, ссылки на интернет-ресурсы, включающего моделирующие программы (расчет параметров технических объектов по запрограммированным формулам в зависимости от задаваемых исходных величин, моделирование динамических ...
читать полностью

Автоматизированная система оценки знаний студентов Автор:  М.В.Руфицкий Код:  УДК 681 Организация:  ВлГУ, Владимир

Одним из важных этапов дистанционного обучения является контроль знаний студентов. При большом числе обучающихся такой контроль сильно затруднен и не позволяет студенту самостоятельно проверить свои знания. Традиционным подходом к процессу контроля в этом случае являются тесты, которые состоят из вопросов и вариантов ответов на них, причем только один из вариантов является правильным. Такой подход имеет ряд серьезных недостатков. Во-первых, студент при ответе на вопросы вынужден прочитать их все. В этом случае он читает заведомо неправильные ответы, причем зачастую подсознательно их запоминая. Во-вторых, в случае большой группы студентов осуществляется обмен вариантами ответов между ними, что приводит к «бессознательному» тестированию на основе проставления варианта ответа, переданного товарищем. В-третьих, преподаватель вынужден не только синтезировать вопросы по изучаемому курсу, но и варианты ответов на них, причем только малая их часть правильная. 

читать полностью

Дистанционное обучение в ВлГУ Автор:  И.Е. Жигалов Код:  УДК 681.3 Организация:  Владимирский государственный университет, г. Владимир

Владимирский государственный университет с 2000 года принимает участие в экспе-рименте Минобразования России в области дистанционного обучения, в рамках которого определились приоритетные направления работ университета: 
- выработка принципов организации учебного процесса по дистанционной техно-логии для технических специальностей и направлений в базовом вузе и в представительстве дистанционного обучения (ПДО), организованном на промышленном предприятии и в учебном учреждении; отработка требований к вузу, осуществляющему дистанционно полный цикл обучения по техническим специальностям; 
- разработка подходов к организации контроля качества дистанционного обучения, включающего поэтапный оперативный тестовый контроль (дистанционный с использованием компьютерной сети), периодический промежуточный рейтинговый рубежный контроль, текущую аттестацию (зачетно - экзаменационную сессию), итоговую аттестацию (квалификационные экзамены и защиту итоговой работы).
читать полностью

ВлГУ. Дистанционное обучение. Второе высшее образование онлайн.